Клуб Путешественников «БРОДЯГИ». Байкал 2014 часть 1
Клуб Путешественников «БРОДЯГИ». Байкал 2014 часть 1
Клуб Путешественников «БРОДЯГИ». Северное Прибайкалье ( река Тыя ), часть 1, 2014 год.
Проводящая организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение Дом детского и юношеского туризма и экскурсий
Округ: Южный
Район похода: Республика Бурятия, Северное Прибайкалье
Вид туризма: Пеше-водный
Категория сложности похода: Третья
Нитка маршрута: г. Москва — г. Северобайкальск — поселок Перевал — река Тыя — г. Северобайкальск — ст. Гоуджекет — оз. Слюдянское — оз. Байкал — г. Северобайкальск — г. Иркутск — г. Москва
Сроки похода: 28.06–21.07.2014
Продолжительность активной части: 14 дней
Номер маршрутной книжки: 177-04/4-305
Информация о полноте прохождения маршрута: Маршрут пройден полностью всеми судами и участниками за исключением Гордеева Кости (порог «Олимпийский» обходил по тропе ПБ).5
Состав походной группы
№ | Фамилия, Имя | Год рождения | Туристский опыт | Обязанности в группе | Участие в первом этапе |
---|---|---|---|---|---|
1 | Макаров Александр Вадимович | 1964 | 4 У (река Цыпа) 3 Р (река Мурхой) | Руководитель | + |
2 | Арясова Татьяна Валентиновна | 1973 | 3 У (река Писта) 1 Р (река Лемва) | Заместитель руководителя | + |
3 | Арясов Денис | 2000 | 3 У (река Мурхой) | Краевед | + |
4 | Арясова Марина | 1999 | 3 У (река Мурхой) | Фотограф | + |
5 | Борзова Аня | 1997 | 3 У (река Мурхой) | Ответственная за аптечку | + |
6 | Борзова Надя | 1999 | 3 У (река Мурхой) | Ответственная за питание | + |
7 | Гордеев Костя | 2000 | 3 У (река Мурхой) | Метеоролог | + |
8 | Кузьменко Владислав | 1997 | 3 У (река Мурхой) | Ответственный за снаряжение | + |
9 | Кузьменко Георгий | 1998 | 3 У (река Мурхой) | Ответственный за снаряжение | + |
10 | Самойлов Саша | 1998 | 3 У (река Мурхой) | Штурман | + |
11 | Трудаева Аня | 1996 | 3 У (река Мурхой) | Помощник руководителя | + |
Типы судов и распределение по экипажам
Катамараны двойки:
- Катамаран 1: Борзова Аня, Макаров А.В.
- Катамаран 2: Трудаева Аня, Кузьменко Владислав.
- Катамаран 3: Борзова Надя, Арясов Денис.
- Катамаран 4: Арясова Марина, Кузьменко Георгий.
- Катамаран 5: АрясоваТ.В., Самойлов Александр, Гордеев Костя.
Уровень воды: Высокий
Определяющие препятствия маршрута
Дата | Вид препятствия | К. тр. | Длина | Характеристика препятствия | Путь прохождения |
---|---|---|---|---|---|
04.07 | Порог «Неожиданный» | 3 | 300 | Порог водопадного типа. Посреди русла крупная скала.Слева у берега — скальные выступы, справа рассыпные крупные валуны. Большая часть воды идет в левые ворота,посреди которых торчит острый обливной зуб. С него вода двумя косыми сливами отвесно падает вниз на 1,5 м и образует очень мощный пенный котел. На выходе из котла вода падает еще на 0,5 м. Правые ворота — узкий косой пологий слив,с обеих сторон зажатый наклонными плитами. Посреди наклонного участка слива торчит острый обливной зуб. | По основной струе, слева от скалы. |
04.07 | Порог “Двойной”. | 2 | 800 | Порог состоит из 2 ступеней, расположенных на расстоянии 50 м друг от друга. Напротив каждой ступени по правому берегу скальные выходы коренных пород. Первая ступень— пологий чистый слив с перепадом около 1,5 м, валы до 1 м, бочка. Вторая ступень — такой же слив, но посреди русла обливной камень. | Первая ступень по центру, вторая ступень справа от обливного камня. |
04.07 | Порог “Гребешок”. | 2 | 400 | Начинается порог несложной шиверой, затем на повороте образуется мощная струя с валами до 1.5–2,0 м, несильный прижим к крупным валунам у левого берега.Затем слив с подводного камня, бочка. Перепад около 1,2 м. Справа от бочки, посреди русла — обливной камень. | По основной струе |
04.07 | Порог "Марафон”. | 3 | 1200 | На входе —каменистая шивера. Далее на протяжении всего порога следуют один за другим сливы до 1,0 м. В русле множество камней, пенные бочки. Общий перепад в пороге — 25–30 м. | По основной струе. Требуются энергичные маневры между камнями |
04.07 | Порог “Хан-порог”. | 3 | 300 | В пороге две характерные ступени, разделенные мощной пенной струей. Впервой ступени—два следующих один за другим крутых слива, с перепадом до 2 м,сильный навал на сланцевую скалу правого берега, вдающуюся в реку. Вторая ступень — слив более 1.5 м. Вспененный вал,бочка. | По основной струе |
05.07 | Порог “Крокодил”. | 3 | 900 | На правом повороте основная струя треком проходит под левым берегом. Валы в струе до 1,5 м., бочки.Слева с берега лежит характерный длинный камень— «Крокодил». Значительная часть воды устремляется в ворота ( шириной 3 м ) между этим камнем и камнем посреди реки. Под«Крокодил» сильно затягивает. Отбойной струи нет. Общий перепад в пороге—2,5 м. | Заход по основной струе, затем постоянная интенсивная работа в право, чтобы уйти из под“Крокодила”. |
06.07 | Порог “Капитан”. | 3 | 500 | Во входной шивере ,посредине русла, лежит огромная прямоугольная скала. В правой части русла — множество обливных, подводных и надводных камней, сливы между камнями до 1.5 м,бочки. В левой части русла—чистая мощная струя с валами 1,0 м. За прямоугольной скалой основная струя идет треком под левым берегом, сильно бьет в скалы, выступающие с берега. В русле несколько обливных камней, с которых вода падает сливами до 1,2 м. Основная струя насыщена валами, мощными бочками. На протяжении 100 м. порога — перепад уровня воды — около 4, 5–5 м. | Заход по основной струе ( ближе к ЛБ ), затем энергичный уход вправо от прижима к острым камням ЛБ, далее по основной струе. |
06.07 | Порог “Олимпийский”. | 4 | 1700 | Самый сложный порог на реке. На входе мощная разгонная шивера с валами до 1,5 м. В пороге три мощных слива. Первый высотой 2–2,5м.,второй и третий высотой более 3 м. За сливами мощные бочки. Между сливами несколько крупных камней, видимых с воды, множество валов высотой более 2 м., бочки. | По основной струе. Перед входом в сливы интенсивный разгон. Постоянные маневры в обход камней. |
06.07 | Порог “Хмурый” | 2-3 | 800 | Начинается разгонной шиверой. Левая половина русла усеяна камнями разнообразных размеров и форм. Значительная часть воды идет по центру русла, затем основная струя смещается к правому берегу и на левом повороте сильно прижимается к береговым осыпям и скалам. На самом повороте находятся две ступени порога.В первой ступени— по среди русла находится треугольная наклонная плита. Основная струя идет в ворота между этой плитой и береговыми скалами, образуя крутой слив высотой 1,5 м. и бочку. Навал на плиту. Вторая ступень отделена от первой 30 м. быстротока. Характер ступени такой же как и у первой. Посреди русла — крупный камень ,по обоим сторонам которого сливы по 1–1,2 м, бочки. Правые ворота более узкие-около 3м., а в левых есть участок более спокойной воды у берега. На выходе из порога валы 1,0–1,5 м. | По основной струе через левые «ворота» второй ступени. Маневры между камнями. |
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА
Географическое положение
Поход проходил на территории северной части озера Байкал (республика Бурятия) Река Тыя имеет длинн 125 км, площадь бассейна 2 980 км 2. Исток реки расположен на Северо-Байкальском нагорье между гольцами Иняптук Верхнеангарского хребта и Довырен хребта Сынныр на высоте 2578 м. Протекает с севера на юг в гористой местности. Впадает в озеро Байкал на высоте 455 м у города Северобайкальск. Устье образует дельту. Площадь водосбора составляет 2980 км 2.
Климатические и иные характеристики района.
Климат Северного Прибайкалья в целом резкоконтинентальный. Средние температуры января от –23 до –32 градусов с морозами до –52 …-56 градусов. Летом (в июле) температура повышается до +18… +20 град, а максимальная температура воздуха до 30… 35 град С. Продолжительность периода с температурой выше 10 0 С не превышает 100 дней. Над территорией Северного Прибайкалья практически в течение всего года преобладает область устойчивого повышенного давления. Зимой это значительное число ясных дней (до 35%), низкая температура воздуха, безветрие и незначительное количество осадков (10–20%). Преобладающие ветры юго-западные и западные. В весенне-летний период усиливается влияние северо-западных и западных ветров, приносящих с собой значительно количество осадков (до 70–80%) и соответственно увеличивается облачность до 60–65%. Весьма часты затяжные дожди (иногда по 4–6 дней), нередки грозы (более 20 раз в году). Осенью практически везде устанавливается сухая маловетреная погода. Снежный покров ложится в конце августа (в горах) и во второй половине сентября. К концу зимы его мощь на Акитканском хребте достигает 100–120 см и более. Переход температур воздуха через 0 0 С происходит весной в период с 25 апреля по 10 мая. Осенью, соответственно, с 22 сентября до 5 октября. Количество осадков в западной части Северобайкальского нагорья, благоприятно ориентированного по направлению господствующего переноса воздушных масс (в течение всего года), колеблется от 500 до 1000 мм, а в высокогорных районах местами достигает 1200 – 1300 мм. На теплый период времени приходится около 70–80% годовой суммы осадков, при этом весной и осенью (обычно апрель и сентябрь) выпадает их достаточно много в виде снега, что создает условия для значительного его накопления. Мощность снежного покрова на Предбайкальской впадине оставляет 60–80 см, а в горных районах 80–120 и более см. С ростом температуры воздуха растет степень увлажнения. В июне она еще недостаточно велика: в равнинных районах и долинах рек она изменяется от 0.7 до 1.0, а в горных районах она выше и составляет 1.0… 3.0.
Растительность района
Вертикальная поясность в данном районе достаточно выражена. В ысокогорном и подгольцовом поясе (2100 м и выше) господствуют лишайниковые горные пустоши из накипных и корковых лишайников; на высотах 1700–2200 м характерны мохово-лишайниковые горные тундры с зарослями золотистого рододендрона, луговинам и и лишайниковыми пустотами. По безлесным вершинам и нагорным террасам на высотах 1200–1800 м господствуют кедрово-стланиковые заросли с одиночными лиственницами и елями в сочетании с ерниками и лишайниковыми тундрами. В подгольцовом поясе от 1000–1400 м расположены также редкослойные лиственничные (с кедром, елью и пихтой) кедрово-стланиковые леса с березкой Миддендорфа и мохово-лишайниковым покровом, лиственничные ольховниково-ерниковые с багульником и моховым покровом. По плоским заболоченным водоразделам на высотах 1000–1400 м есть небольшие кустарничково-сфагновые олиготрофные болота. Для горнотаежного пояса характерны лиственничные леса с кедром, елью и пихтой, с багульником и голубикой. По днищам и нижним надпойменным террасам рек развиты долинные елово-лиственничные разнотравно-осоково-моховые леса, местами в сочетании с ерниками и болотцами. В верховьях рек преобладают ерниковые заросли из березок кустарниковой и Миддендорфа в сочетании с вейниково-осоковыми кочкарниками. Основной населенный пункт — город Северобайкальск.
История Северобайкальска
История города тесно связана с Байкало-Амурской магистралью. Город был основан как одна из основных точек железнодорожного проекта. Было принято решение построить новый город в 20 км к юго-западу от Нижнеангарска, что позволило развивать его в будущем. Первоначально рассчитывали увеличить население до 140000 человек. Первые поселенцы - комсомольцы прибыли 23 июля 1974 года и основали трудовой лагерь, который позднее стал городом. Лагерь первоначально состоял из палаток и железнодорожных вагонов. Он быстро вырос с развитием железной дороги. В 1975 году населённый пункт получил статус посёлка городского типа. В 1978 г. был построен первый капитальный дом (ныне — Ленинградский пр., 4), о чём свидетельствует мемориальная доска. Серия 122 была спроектирована институтом «ЛенЗНИИЭП» (зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования) специально для Северобайкальска. В связи, с исключительно сложными условиями района строительства (сейсмичность 9 баллов и вечномёрзлые грунты основания, протаивающие в процессе эксплуатации) здания серии отличаются ломаной формой фасада, обеспечивающей повышенную, сейсмоустойчивойчивость..Два дома образуют несомкнутое кольцо, внутри которого находится двор, защищённый от сквозного продувания ветрами. Необычным внешним видом пятиэтажки производят определенное впечатление на гостей города.
В 1980 году Северобайкальск получил статус города. До завершения строительства железной дороги оставался партнёром Ленинграда.
После завершения строительства Байкало-Амурской магистрали произошел упадок города. Население в начале 1980-х составляло 35 тыс. человек, в 1989 году — 28,3 тыс., 25,8 тыс. в 2002 году. В городе находится 5-й отдельный морской учебный центр, который готовит для морских частей ВВ МВД РФ водолазов и мотористов.
Туристские возможности
Туристские возможности северного Прибайкалья в отношении водного туризма относительно скромны и ограничиваются реками 2 - 3 к.сл.
Варианты подъезда на маршрут
К началу маршрута можно добраться на машине повышенной проходимости от населенного пункта Нижнеангарск. Стоимость проезда на момент совершения похода составила 25 000 р за группу. О машине можно договориться с жителем Нижнеангарска Андреем тел. +7 (951)623–83–87.
До Нижнеангарска можно добраться на маршрутном такси от ж/д вокзала г. Северобайкальск (стоимость проезда 35 р.) или самолетом от города Улан-Удэ, но рейсы крайне нерегулярны. Стоимость перелета около 7 000 р.
До города Северобайкальск можно добраться поездами:
№ 92 Москва — Северобайкальск, отправление из Москвы 12:45, прибытие в Северобайкальск 8:23, стоимость проезда в плацкартном вагоне 5 500 р.
№ 76 Москва — Нерюнгри, отправление из Москвы 13:10, прибытие в Северобайкальск 07:11, стоимость проезда около 5 500 р.
Варианты выезда с маршрута
Из города Северобайкальск:
Поезд № 91 Северобайкальск — Москва, отправление 13:31, прибытие в Москву 03:45;
Поезд № 75 Нерюнгри — Москва, отправление 16:21, прибытие 04:42.
Метеор Северобайкальск — Иркутск. Навигация 15 июня. Метеор ходит два раза в неделю (вторник, пятница), Стоимость проезда около 4 000 р. Отправление из Нижнеангарска или из Северобайкальска (около 8:00).
На наш взгляд это самый красивый, но и самый дорогой вариант выхода с маршрута.
Из города Иркутск возможно добраться до Москвы как поездом, так и самолетом. Наша группа использовала следующие варианты. К началу маршрута: Москва — Северобайкальск (поезд № 92) — Нижнеангарск (маршрутное такси) — поселок Перевал (автомашина Урал). Выезд с маршрута: Северобайкальск — Иркутск (метеор) — Москва (самолет).
Сведения о пунктах возможного оказания медицинской помощи
Северобайкальская больница: ул. Мира 40, тел +7 (30130)2–28–78
Сведения о пунктах возможного пополнения продуктов питания.
Много магазинов как продуктовых так и хозяйственных в городе Северобайкальск, есть продуктовые палатки на турбазе на Слюдянских озерах.
Сведения о поисково-спасательных подразделениях.
Северобайкальское поисково-спасательное подразделение: 671700, республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. Громова 16 Б, 8 (30130)22–760
Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России: г. Иркутск, ул. Байкальская д. 295 Эл. адрес: baikalpso@mail.ru Тел: Оперативного дежурного (3952) 706–980, 564–019, 564–018, 564–020
Туристские организации
Сведений о туристских организациях в районе похода у нашей группы не было.
Расположения особых зон
По маршруту похода особых зон нет. Однако в виду высокой пожароопасности района необходимо оформлять разрешение в Северобайкальском лесничестве (это можно сделать заранее через Андрея, у которого можно заказать и машину тел. +7(951)623–83–87). В случае высокой пожароопасности выход в тайгу может быть ограничен или полностью закрыт (в нашем случае допуск в лес был открыт за сутки до приезда группы). Подробную информацию можно получить при регистрации в МЧС или в Лесничестве (ул. Лесная 10).
Наиболее интересные природные, исторические и экскурсионные объекты
- 1. Музей истории строительства БВМа
- 2. Северобайкальск, Пролетарский пер., 5, тел. +7(30130)2-77-28, часы работы: вт - сб 10:00 - 18:00, перерыв 13:00 - 14:00
- 3. Художественно - историческое объединение г. Северобайкальск Северобайкальск, Пролетарский пер., 5, тел. +7(30130)2-77-28, часы работы: вт - сб 10:00 - 18:00, перерыв 13:00 - 14:00
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА
При выборе района путешествия преследовались следующие цели:
- 1. Изучение нового для группы района
- 2. Проведения сплава по реке с маневренными порогами максимальной категории трудности для походов третьей категории сложности для подготовки к прохождению в следующем году похода 4 категории сложности
- 3. Проведение похода в достаточно малообитаемом районе с высокой степенью автономности.
Выбор основного и запасного вариантов
Водная часть. Сплав по реке Тыя от места впадения правого притока. Однако, запасного варианта нет.
Пешая часть. Были подготовлены несколько вариантов прохождения от ст. Гуоджекит до Слюдянских озер. Окончательный вариант был выбран на месте исходя из состояния троп.
Обзор путей аварийного схода с маршрута. В случае возникновения нештатной ситуации во время сплава по реке Тыя выход в населенные пункты затруднителен. В верхней части возможен выход к законсервированной геологической базе (поселок Перевал), в котором есть сторож (радиосвязь). От поселка Перевал можно выйти через перевал в долину реки Холодная вдоль которой идет дорога в Нижнеангарск. В долине весной и первой половине леиа очень много клещей! Выход к людям в среднем течении реки сложен. При необходимости необходимо двигаться по долине реки вниз (в сторону г. Северобайкальск) или вверх (в сторону поселка Перевал), обходя прижимы сверху. В нижнем течении реки встречаются заброшенные вездеходные дороги, по которым можно выйти в Северобайкальск.
Пешая часть, в нашем варианте, проблем не представляет. Возможен аварийный выход как в Гоуджекит (назад), так и на автодорогу Байкальское — Северобайкальск (движение достаточно интенсивно).
Особенности предпоходной подготовки
Предпоходная подготовка была разбита на три части:
- 1. Теоретическая подготовка проходила на занятиях в ГБОУ ДДЮТиЭ
- 2. Физическая подготовка
- 3. Техническая подготовка проходила на осенних и весенних сборах в Краснодарском крае и в республике Адыгея
Общетуристская подготовка проводилась как на теоретических занятиях, так и во время тренировочных походов в осенне — зимний период (Московская область, республика Карелия). Общий уровень подготовки группы проверялся МКК во время весенних соревнований в рамках первого этапа Первенства на реке Мста.
Заявленная и реально пройденная нитки маршрута.
Реально пройденная и заявленная нитка маршрута совпадают.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
День пути | Дата | Участок пути | км | ЧХВ | Основные препятствия | Метео наблюдения |
---|---|---|---|---|---|---|
1-5 | 28.06-02.07 | г.Москва - город Северобайкальск - город Нижнеангарск |
|
|
|
t=18°, без осадков |
6 | 03.07 | г.Нижнеангарск - рекаТыя(стапель) |
|
|
|
t=11°, дождь |
7 | 04.07 | приток Ондоко - порог Хан | 9 | 0:50 | пор. Неожиданный, пор. Двойной, пор. Гребешок, пор. Марафон, пор. Хан | t=12°, пасмурно |
8 | 05.07 | пор. Хан - пор. Капитан | 15 | 1:30 | пор.Крокодил | t=10°, дождь |
9 | 06.07 | пор. Капитан - пор. Хмурый | 44 | 2:45 | пор. Капитан, пор. Олимпийский, пор. Хмурый | t=10°, ливень |
10 | 07.07 | пор. Хмурый - ж/д мост | 30 | 2:35 |
|
t=16°ясно |
11 | 08.07 | Северобайкальск - Солнечный - руч. Горбылок | 9 | 2:55 |
|
t=20°, ясно |
12 | 09.07 | руч. Горбылок - зимовье | 12 | 3:55 |
|
t=20°, ясно |
13 | 10.07 | зимовье - левый приток реки Слюдянка | 10 | 3:55 |
|
t=24°, ясно |
14 | 11.07 | левый приток реки Слюдянка - оз. Слюдянское | 16 | 4:00 |
|
t=20°, гроза |
15 | 12.07 | Дневка |
|
|
|
t=24°, ясно |
16 | 13.07 | Дневка |
|
|
|
t=24°, ясно |
17 | 14.07 | оз. Слюдянское - м. Тонкий | 6 | 2:00 |
|
t=24°, ясно |
18 | 15.07 | м. Тонкий - оз. Богучан | 4 | 2:00 |
|
t=26°, ясно |
19 | 16.07 | м. Тонкий - губа Онокочанская | 18 | 4:35 |
|
t=26°, ясно |
20 | 17.07 | губа Онокочанская - губа Сенагда | 13 | 3:25 |
|
t=28°, ясно |
21 | 18.07 | губа Сенагда - Заречный | 6 | 1:30 |
|
t=15°, ливень |
22 | 19.07 | Заречный - Северобайкальск - Иркутск |
|
|
|
|
23 | 20.07 | Иркутск |
|
|
|
|
24 | 21.07 | Иркутск - Москва |
|
|
|
|
Итого: сплав 98км, за 7:40, пешком 94км за 26:15. Всего пройдено 192 км.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Общие сведения об организации движения группы
При прохождении маршрута группа, по возможности придерживалась ледующего графика:
- На водной части:
- 1. 3–4 перехода по 50 минут с 10 минутным отдыхом
- 2. Обед 1,5 часа
- 3. 2–4 перехода по 50 минут с 10 минутным отдыхом
- На пешей части маршрута:
- 1. Первый переход 40 минут, 5 минут отдыха
- 2. Второй переход 45 минут, 10 минут отдыха
- 3. 1–2 перехода по 50 минут с отдыхом 10 минут
- 4. Обед 1,5 часа
- 5. Переход 40 минут, отдых 5 минут
- 6. 2–3 перехода по 50 минут с 10 минутным отдыхом
Во время сплава, если не оговорено иначе в техническом описании, группа двигалась следующим порядком: катамаран 1 с руководителем, остальные катамараны с дистанцией между судами 20–30 м., замыкал походный порядок катамаран с заместителем руководителя. На всех судах был спасконец. Чистое ходовое время засекалось с помощью приемника GPS.
Вид туризма: Комбинированный
Год: 2014
Регион: Байкал