Клуб Путешественников «БРОДЯГИ». Байкал 2014 часть 2
Клуб Путешественников «БРОДЯГИ». Байкал 2014 часть 2
Техническое описание по дням
День пути 1. Дата 02.07.2014. Участок пути г. Северобайкальск — г. Нижнеангарск
Поезд прибыл в Северобайкальск в 13:25 по местному времени. На вокзале нас встретил водитель Андрей, забрал весь груз и увез в Нижнеангарск. Мы остаемся посмотреть город и выйти на Байкал. Регистрируемся в МЧС. Разрешения в лесничестве нам оформил заранее Андрей, от него же узнаем, что допуск в район открыли только сутки назад, до этого из-за максимальной категории пожароопасности (горела тайга в районе право- го притока Тыи — Ондоко) выход в лес был запрещен.
Вечером на маршрутке, которая отправляется от железнодорожного вокзала, уезжаем в Нижнеангарск, где ночуем в частном доме.
День пути 2. Дата 03.07.2014. Участок пути: г. Нижнеангарск — поселок Перевал — река Тыя (приток Ондоко)
В шесть часов утра на бортовой машине Урал отправляемся на маршрут. Дорога идет по долине реки Холодная, дорога плохая, местами даже Урал идет на пределе. В этом месте очень много клещей, о чем нас заранее предупредил водитель. На самом маршруте мы клещей не видели.
От Нижнеангарска до места слияния реки Тыя и правого притока Ондоко, где мы устроили стапель, 4 часа езды. Не доезжая 500 метров до места стапеля слева от дороги сарай с большим запасом дров. По словам водителя сарай ничейный — хозяин умер, поэтому прихватываем с собой дрова на сутки (на месте стапеля с дровами плохо).
На правом берегу притока Ондоко площади выгоревшего леса. Воды в реке очень мало, сплошные камни. Льет дождь.
День пути 3. Дата 04.07.2014. Участок пути: Пр. Ондоко — порог Хан
Всю ночь лил дождь. Воды в реке сильно прибавилось, камней по прежнему много, но река уже позволяет сплавляться, появились валы высотой до 0.5 м.
От места стапеля до первого порога «Неожиданный» около 1.5 км, которые мы не торопясь прошли за 8 минут. До «Неожиданного» река представляет собой не сложную шиверу, много камней требующих быстрого маневра, валы до 1.0 м. Ширина реки на этом участке от 20 до 50 метров, скорость течения 12–14 км.ч Порог «Неожиданный» 3 к.тр. Порог расположен конце левого поворота реки. Ориентир порога — скальные плиты ЛБ, при подходе с воды видна гряда камней поперек реки, крупный камень в центре, и заметен резкий перепад воды. Порог водопадного типа. Посреди русла крупная скала. Слева у берега — скальные выступы, справа — рассыпные крупные валуны. Основная струя в левые ворота (фото 3), посреди которых под водой острый обливной зуб. С него вода двумя косыми сливами отвесно падает вниз на и образует жесткую бочку, высота слива больше 2 м. На выходе из котла вода падает еще на 0, 5 м. Правые ворота (фото 2), при нашем уровне воды, широкий пологий слив, с большим количеством обливных острых камней. Внизу пенная яма. Чалка для осмотра порога перед скальными плитами ПБ. Просмотр по тропе ПБ и с крупных камней ниже порога. Сразу за порогом улово на ЛБ удобное для организации страховки. Порог проходим в следующем порядке. Первым проходит наиболее опытный экипаж и встает на страховку в улово ЛБ, далее порог проходили остальные экипажи. На обоих берегах порога места для ночлега. Далее река представляет собой сплошную шиверу 2–3 к.тр. Пороги «Двойной» (2 к. тр), «Гребешок» (2 к.тр) и «Марафон» (3 к.тр) представляют собой мощные шиверы с валами до 1.5 метров, небольшие сливы с плит, требуется частое маневрирование между камнями. Линия движения отчетливо читается с воды. Порог «Хан» 3 к.тр (фото 4) — шивера, валы до 1.5 м., струя чистая, два прижима к скалам ПБ. Перечисленные пороги проходим походным порядком со взаимной страховкой с воды. После порога в реку впадает левый приток, сразу за ним удобная стоянка на высоком берегу. Дров много, места есть для 5–6 палаток.
Правая часть порога Неожиданный
Катамаран в пороге Неожиданный
Катамаран в пороге Хан
Группа на месте ночевки (без руководителя). На заднем плане порог Хан. Слева направо: Борзова Аня, Борзова Надя, Арясова Марина, Кузьменко Георгий, Трудаева Аня, Кузьменко Владислав, Гордеев Костя, Арясов Денис, Самойлов Саша, Арясова Т. В.
День пути: 4. Дата 05.07.2014. Участок пути: Порог «Хан» — порог «Капитан». Километраж: 15 ЧХВ 1:30
Всю ночь идет дождь. До правого притоку Уококит река — шивера 2 к.тр, валы до 1.0 м., небольшие сливы с камней, частые маневры от одного берега к другому. После Укокита характер реки тот же, но воды становится заметно больше, несколько возрастает скорость течения. Порог «Крокодил» (3 к.тр). Расположен на правом повороте реки.
Катамаран на входе в порог Крокодил.
Основная струя треком проходит под левым берегом. Валы в струе до 1.2 м., бочки. Слева с берега лежит характерный длинный камень — «Крокодил». Значительная часть воды устремляется в ворота (шириной 3 м.) между этим камнем и камнем посреди реки. Под «Крокодил» сильно затягивает. Отбойной струи нет. Заход по основной струе, затем постоянная интенсивная работа вправо, чтобы уйти из под «Крокодила». Разведка и страховка при прохождении порога обязательны. Осмотр надо делать с правого берега. Страховку удобно организовать на плесе, сразу на выходе из порога. Порог проходим раздельно — сначала наиболее опытный экипаж со страховкой спасконцом с ПБ, и встает на страховку на ПБ в конце порога. Далее порог проходят остальные экипажи. На ночевку встаем перед порогом «Капитан»
День пути: 5. Дата 06.07. Участок пути: Порог «Капитан» — Порог «Хмурый». Километраж: 44 ЧХВ 2:45
Порог «Капитан» 3 к.тр. Во входной шивере посредине русла лежит огромная прямоугольная скала (ориентир порога). В правой части русла — множество обливных, подводных и надводных камней, сливы между камнями до 1.5 м, бочки. В левой части русла — чистая мощная струя с валами 1.0 м.
За прямоугольной скалой основная струя идет треком под левым берегом, сильно бьет в скалы (острые камни!), выступающие с берега. В русле несколько обливных камней, с которых вода падает сливами до 1, 5 м. Основная струя насыщена вспененными валами, мощными бочками. Заход в порог ближе к ЛБ, затем, после скалы посреди русла следует интенсивно отрабатывать вправо, чтобы избежать столкновения с о скальными выступами. Далее движение по основной струе. Разведка и страховка препятствия 19 обязательны (по ПБ). Сначала порог проходит первый катамаран, который страхуем спасконком, Затем порог походят остальные катамараны которые страхует первый катамаран из улова ПБ ниже порога.
Через 80 м. ниже порога в русле скала-камень, которую нужно обойти справа. Здесь небольшая шивера с валом до 1.0 м. Сразу за порогом «Капитан» на протяжении около 150 м. идут отвесные щеки высотой 30 м. Дальше идут крутые берега каньонного типа. Левый берег выше и круче, с зарослями кедрового и елового стланика. Правый берег каньона ниже. На протяжении всего каньона (фото 13)идет шивера, валы до 1.0 м., сливы до 1.0 м, изредка участки спокойной воды. Примерно через 1 км правый берег выполаживается, появляются более протяженные участки спокойнойводы. Через 1.5 км. выполаживается левый берег. Обстановка на реке значительно упрощается: простые шиверы, перекаты, плесы. Но течение пока быстрое — 8–12 км в час. Через 8 км от каньона река превращается в сплошной плес, лишь изредка попадаются мелкие перекаты. Река часто разбивается на рукава, но трудности выбора линии движения нет. Всегда видна протока с основным течением. В протоках возможны завалы. Река образует меандры с неожиданными поворотами русла. С воды не заметны притоки, даже крупный приток Аиультак. Но правый ручей, который впадает вскоре после Аиультака, хорошо заметен. Он вносит в русло галечный грунт и в этом месте образуется шивера с валом до 1 м. Отсюда течение убыстряется, вновь появляются шиверы и перекаты. Долина реки очень широкая. Тайга — ель, кедр, осина, изредка попадается береза. Долина заболочена, берега очень низкие. По-прежнему незаметны с воды притоки. С воды заметен лишь правый приток — ручей, за которым и начинается следующее препятствие. Зачаливаться нужно на правый берег, как только впереди будут видны камни и буруны в русле, а левый берег превратится в высокую скально — осыпную стенку (ориентир порога «Олимпийский»).
Фото 13. Каньон после порога Капитан
Фото 14. Верхняя часть порога Олимпийский
Порог «Олимпийский» начинается в месте впадения правого ручья. Два левых ручья — притока перед этим участком с воды незаметны. Длина порога около 1, 7 км. Левый берег — почти отвесная скально-осыпная стена высотой до 40 м. Правый — полка высотой 5–10 м., каменистые россыпи. На входе мощная разгонная шивера с валом 1.2 м., в русле много камней, крутые валы, один за другим следуют сливы по более 2 м., пенные котлы, многочисленные «ворота». Струя мечется от берега к берегу, устремляясь в узких местах мощным потоком между береговыми скалами. Во второй части порога река. Основная струя выписывает зигзаг и падает крутым сливом в ворота, образованные камнем-скалой посреди реки и крупными валунами у правого берега. Ширина ворот около 5 м. В сливе — перепад около 2, 5–3,0 м.: вспененная струя, мощный котел. Затем струя образует ряд крутых стоячих валов высотой до 2 м. Далее струя прижимается к отвесной скале-щеке с левого берега. Идет проливной дождь. Осмотр порога по высокой тропе ПБ. Подойти ближе к воде трудно — весь берег завален упавшими деревьями. Как нам показалось, в низкую воду на ПБ идет тропа по которой можно пройти вдоль порога, но возможно это не так. Организовать страховку с берега, при таком уровне воды не представляется возможным. Вдоль обоих берегов есть небольшие улова в которых, при соответствующей подготовке экипажей, возможно зачалиться. Принимаем решение проходить порог походным порядком со взаимной страховкой с воды и дистанцией между судами около 20 метров. Один из участников обходит порог по тропе ПБ. Первым в порог заходит катамаран руководителя, замыкает походный строй катамаран с заместителем руководителя. При заходе в первый слив киль последнего катамараны. Остальные суда сумели быстро расставиться по уловам обоих берегов. Экипаж аварийного судна сразу прибило к ПБ и они самостоятельно по тропе добрались до страхующих судов. Два судна ЛБ организовали спасение катамарана. После постановки катамарана на ровный киль выяснилось что порвалась пополам хозяйственная гермоупаковка, утеряна вся посуда для приготовления пищи. После порога небольшой участок спокойной воды после которого река направо, на левом берегу лесной завал, под который уходит небольшая часть воды. Здесь начинается разгонная шивера следующего порога, поэтому необходимо зачалиться на правый берег сразу на выходе из нижней ступени порога «Олимпийский». Порог «Хмурый» 2-3 к.тр., схема 1 (схема из отчета[2]). Осмотр препятствия возможен по тропе ПБ. Начинается разгонной шиверой в конце правого поворота за порогом «Олимпийский». Левая половина русла усеяна камнями разнообразных размеров и форм. Значительная часть воды идет по центру русла, затем основная струя смещается к правому берегу и на левом повороте сильно прижимается к береговым осыпям и скалам. На самом повороте находятся две ступени порога. В первой ступени — посреди русла находится треугольная наклонная плита. Основная струя идет в ворота между этой плитой и береговыми скалами, образуя крутой слив высотой 1, 0 м. и небольшую бочку. В левых воротах, между плитой и продолговатым камнем у берега — пологий косой слив с перепадом 1 м. Вторая ступень отделена от первой 30 м. быстротока. Характер ступени такой же как и у первой. Посреди русла — крупный камень, по обоим сторонам которого сливы по 1–1, 2 м, бочки. Правые ворота более узкие -около 5 м., а в левых есть участок более спокойной воды у берега. На выходе из порога валы 1.0–1, 2 м. Порог проходим походным порядком со взаимной страховкой с воды. Через 150 метров после порога «Хмурый», за левым поворотом начинается мощная шивера-порог с крутым падением воды. Правая половина русла загромождена подвод ными обливными камнями, основная струя идет в левой половине русла, где камней почти нет. Валы 1 м. и более, местами бочки в струе, высокая скорость. В конце — поворот направо, несильный прижим к осыпной скале слева. Около левого берега, под скалой, слив около 1 м., пенный котел. Под правым берегом чистая вода. После этого препятствия начинаем искать место для ночевки, всем надо просушиться. На ночевку встаем на галечном острове, отделенным от коренного ПБ небольшим ручьем. Дров много, мест для палаток тоже. Как только поставили тент и разожгли костер дождь кончился.
День пути: 6. Дата 07.07. Участок пути: Мн. — железнодорожный мост. Километраж: 30 ЧХВ 2:35
Участок сплава от места ночевки после порога «Хмурый» до железнодорожного моста спортивного интереса не представляет, препятствий на реке нет хотя скорость течения по-прежнему высока 7–8 км. ч. У моста разбираем и сушим катамараны, готовим их к отправке в Москву. Добраться в Северобайкальск от моста можно на заранее заказанном транспорте (нет связи) либо поймав попутку идущую со стороны Гоуджекита.
Группа на месте антистапеля (без заместителя руководителя).
После того как катамараны были просушены и упакованы мы на заранее заказанной машине уехали на железнодорожный вокзал Северобайкальска. Отправить груз в Москву багажным вагоном в этот день нам не удалось — багажное отделение работает с 08:00 до 14:00.
День пути: 7. Дата 08.07. Участок пути: г. Северобайкальск — пос.Солнечный — ручей Горбылок. Километраж: 9 ЧХВ 2:55
Отправляем катамараны, докупаем продукты на пешую часть и уезжаем в поселок Солнечный (недалеко от ст. Гоуджекит). Машина подвезла нас к воротам турбазы «Солнечная» (горячие источники). От базы по сосновому лесу, обходя турбазу и карьер за ней справой стороны идет грунтовая дорога (иногда переходящая в тропу, фото 16). По этой дороге за два часа 55 минут доходим до места брода через ручей Горбылок. Не переходя ручей уходим вправо, вверх по ручью и через 200 метров находим большое место для лагеря. Большая ровная поляна на высокомберегу, к ручью идет тропа, много дров. Из недостатков только один — много муравьев.
Отдых на грунтовой дороге.
Место ночевки.
Вид туризма: Комбинированный
Год: 2014
Регион: Байкал