Опыт плавания на плоту типа «Честер»

(По страницам альманаха «Ветер странствий» №25 1990г.)

Наша группа обычно ходила на плотах, и мы считаем себя плотовиками. Однако плоты при всех своих достоинствах имеют серьёзные недостатки — трудоёмкость при изготовлении и сложности при обносах, которых в современном сложном походе становится немало. Видимо, поэтому очень популярным средством сплава стал катамаран, но техника хождения на этом судне иная. Комбинация плота и катамарана даёт третий тип судна - «честер». При таких или почти таких же весовых характеристиках, что и катамараны, «честеры» имеют многие положительные качества плотов.

Мы сели на «честеры» три года назад. Прошли на них реки: Усу, Урсул-Катунь, Катунь, Шорский Казыр, Верхний и Нижний Онот. Использовали 2, 3 и 4-х гондольные суда. Гондолы расположены поперёк потока и группируются у носа и кармы. Размер рамы «честера» 4,5х2,2 м. Размер гондолы: диаметр 0,8х3,2 м. Габариты судна 5х3,2 м. Большой диаметр гондолы позволяет легко глотать камни и узкости, а запас плавучести — проходить пенные ямы и крутые сливы. Рама может быть дюралевая или деревянная. Для деревянной рамы мы использовали такой лес:

Продолины — 2 шт. - сырая ель;

Диагонали — 2 шт. - сырая ель;

Поперечины — 8 шт. - сухой лес.

Все узлы выполнены капроновыми скрутками. Вёсла — с Т-образными насадками на ручках.

Гондолы: чехлы комбинированные. Верхняя часть — тонкий брезент, нижняя — толстый брезент(или шахтная труба). Выкройка чехлов — прямоугольная. По торцам делаются затяжки, определяющие форму накачанной гондолы.

Материал оболочки — двойная полиэтиленовая труба(приобретается в магазинах хозтоваров по 70-90 коп. за метр) с полупериметром 1,3-1,5 м, завязанная с перегибом с двух сторон с помощью резинового жгута или резиновой трубки. Штуцер дюралевый без клапанов, диаметром под велосипедную камеру, крепится винтами через резиновые прокладки в любом удобном месте. Накачка гондол — мешком.

Вес чехла 5 кг, оболочки(двойной) 3-3,5 кг. Для 4 человек вполне достаточно 3-х гондол, но 4 конечно же лучше. Двухгондольный «честер»идёт очень жёстко, вписываясь в каждую волну. Четвёрка — наиболее мягкая и надёжная. Можно взять 1-2-х пассажиров.

Достоинства «честеров» - простота в изготовлении(с момента прибытия на место стройки и до отплытия проходит полдня). Конструкция судна значительно легче плотовой схемы. Разгруженный «честер» просто управляется одним человеком — выполняются зацепы подтягивания. Корму легко забросить в тень. Высота рамы позволяет пропускать камни, если идти лагом. Запас плавучести и расположение гребцов по углам обеспечивает хорошую остойчивость.

Недостатки «честеров» - низкая обитаемость(выше, чем у катамаранов и байдарок, но ниже, чем у плотов с палубой); незащищённость гребцов при хождении в каменных коридорах; отсутствие собственной скорости(хотя можно, развернув его лагом, работать в режиме катамарана, но здесь другие пропорции, и это положение неестественно в потоке); необходимость более чёткой и слаженной работы гребцов, чем при путешествии на плоту; в противном случае в пороге они могут компенсировать усилия друг друга вместо того, чтобы работать в одну сторону.

Давая общую оценку «честеру», можно сказать, что это хорошее и надёжное судно. На реках малой и средней водности, в особенности на очень каменистых и техничных маршрутах, каким является Верхний Онот, «честер» имеет неоспоримые преимущества перед плотами и катамаранами. Среди участников похода на Оноту были сторонники катамаранов, но и они отдали предпочтение «честеру». Большой диаметр гондол даёт возможность выйди сухим из воды — мы не пользовались гидрокостюмами даже в майских походах по Катуни, Урсулу, Казыру.

Рама «честера» должна быть жёсткой. Это даёт возможность проходить крутые сливы и делает уверенной посадку гребцов. Жёсткость достигается двумя диагоналями через всю раму, которые связаны крестом.

Гребцы сидят свободно; упор только ногами в жёсткие педали, выполненные из сухого материала. Изготовление каких-либо спинок можно расценивать как преступление против позвоночника гребца, так как, во-первых, от выпадения одна спинка не спасёт, если ноги в сложной ситуации окажутся вне педалей, и, во-вторых, спинка ограничивает зону работы гребца.

Пользуясь случаем, хочу разрекламировать полиэтиленовые гондолы.

Не тратьте время и деньги на поиски и приобретение дорогих и дефицитных материалов, пойдите в магазин и купите полиэтилен, только не давайте продавцам измерять его стальным метром — они сделают из полиэтилена решето. Купите сразу рулон — 100 м. На одну гондолу уходит 9-10 м(2х4,5 м). На 4-х гондольный «честер» понадобится всего 36 м, плюс одна запасная, т. е. 45 м. Этого комплекта хватает на два похода. Затем он используется на накидки, подкладки, тент для бани и пр.

Доступность и дешевизна — не единственные достоинства полиэтиленовых оболочек. Многого стоит в походных условиях простота ремонта: заклеить липкой лентой каждый слой полиэтилена не составляет труда, а участники похода избавляются от необходимости брать с собой запас клея, бензина и пр.

В походе по реке Онот наши гондолы завалило камнями по 20-30 кг, после чего на каждой оболочке мы насчитали до 200 дыр. Будь оболочки из престижного «дождя», их пришлось бы выбросить, а полиэтилен мы заклеили лентой, затратив на ремонт целый день, но продолжили плавание.

Автор А. М. Сажнев

 

Материал найден, подготовлен и любезно предоставлен Турклуб PRO (Прокат байдарок в Москве и помощь в организации походов).