Как сделать двухместный катамаран

По страницам альманаха «Ветер странствий» №15 1980г.

Конструкция описываемого катамарана состоит из пространственной клёпаной дюралевой фермы, на которой укреплены сидения с опорными обручами. К ферме пришнурованы поплавки. Продольные силовые элементы рамы и средних шпангоутов изготовлены из уголков, все остальные силовые элементы — из тонкостенных трубок. Между шпангоутами натянуты два капроновых «пола» и капроновый чехол для защиты водонепроницаемых мешков с грузом. Будучи вывернутым, чехол (с лямками и петлями для шнуровки) служит для упаковки катамарана. После укладки мешков при загрузке судна чехол закрывается и стягивается тремя плоскими капроновыми леями, связанными с дном чехла и рамой и снабжёнными самозатяжными замками.

Двухмест- кат-1 схема.jp
Поплавки состоят из наружных капроновых чехлов и вставленных внутрь их однокамерных баллонов, склеенных из «ткани 500». Размеры баллонов должны быть несколько больше, чем размеры наружных чехлов поплавков. Подобная конструкция резко уменьшает нагрузки на баллоны при деформации поплавков. А пространственная ферма, рассчитанная как равнопрочная конструкция, позволяет, при сравнительно малом весе и времени сборки, получить большую прочность катамарана «на излом» (расчёты показывают, что плоская рама из тонкостенных дюралевых труб того же веса, имеет прочность в 5-7 раз меньшую, чем описываемая ферма).
При сборке судна нет необходимости в болтах и гайках. Все узлы выполнены в виде телескопических стыков или стыков типа «ухо-вилка», что позволило использовать для сборки «морские шпильки» или шпильки, изготовленные (в зависимости от усилия среза) из дюралевых заклёпок либо из стальных болтов. Последние имеют на концах радиальные отверстия для быстрой установки в низ разрезных спиральных колец, подобных кольцам для связки ключей. При упаковке на сдутые поплавки кладутся сложенные сидения и вложенные одна в другую секции фермы, имеющие треугольное сечение.

Двухмест- кат-3 фото.jpg

Для гребли используются вёсла от байдарки «Салют». Сиденья с опорными обручами дают возможность получить надёжный упор для ступней и коленей при гребках и откренивании, а также гарантируют от выпадений из судна при любых его эволюциях. В то же время при перевороте катамаран легко покинуть, сложив ноги и сжав колени. Сиденье с обручем крепиться с помощью упомянутых выше дюралевых шпилек диаметром 4 мм в 12 точках. Будучи снятым, оно складывается на шарнирах в одной плоскости. Время установки сиденья около 5 минут.
Техника гребли для первого номера соответствует байдарочной («зацепы», «подтяги», «восьмёрки» и т. д.). Второй номер пользуется байдарочной техникой и приёмами гребли рулевого на надувных лодках типа ЛАС. Скорость катамарана примерно соответствует скорости трёхместной байдарки «Салют».
Катамараны подобной конструкции прошли маршруты по Мсте, Охте, Убе, Песчаной и продемонстрировали хорошую остойчивость, управляемость, проходимость различных препятствий (навалы на камни, на коряги в протоках и порогах не приводили к проколам баллонов, поломкам фермы).
Основные данные катамарана приведены в таблице (следует отметить, что использование оптимальной по прочности и весу капроновой ткани позволяет снизить суммарный вес судна примерно на 7 кг).

В. Полторыгин