Краш-тест для надувной байдарки серии «Каньон»

Надежность байдарки – главный критерий в походе – можно проверить на себе, а лучше на чужом опыте. Тем, кто согласен, предлагаю свои впечатления от незапланированного краш-теста или киля одной из моделей байдарки серии «Каньон».

Дата проведения – август 2014 г.

Место – Кольский полуостров, протока за оз.Толванд, порог № 3 между Ориярви и Визиярви, 3 к.с. (категория порога выше уровня, рекомендованного изготовителем для данной лодки). Течение на струе – ок.40 км/час.

Байдарка – «Каньон» модификации «Лагуна» (надувная байдарка с обычным дном без элементов каркаса, только с жесткими банками) от «Вольного ветра», тверского производства вып. 2011 г., с пробегом более 1 500 км по Северу + обносы, где я ее таскал волоком. По мнению спецов, шкура уже давно должна была рассыпаться на части. А смотрится почти как новая.

Итак, порог 3 к.с., испытание на удар. После киля байдарку развернуло в водопаде декой к течению, положило на борт и обернуло вокруг клыка, где она в этом положении с грузом на струе водопада полчаса и провисела, выдержав еще и жесткий рывок за леер выпавшего в поток гребца весом 90 кг.

Испытание на износостойкость, включая отчаянные попытки трех мужиков еще более получаса сдернуть ее с клыка без разгрузки, качание и медленное выволакивание без груза, но полную воды, по валунам на берег. Думаю, что в такой ситуации каркасную лодку или даже каркасно надувную байдарку можно было уже и не снимать (см. фото ).

жесть

Фото 1. Вытаскивание разгруженной байдарки.

А надувную байдарку «Лагуна» мы вытащили, вылили воду, покидали гермомешки, спустили в поток и прошли остаток порога, да еще десяток км до стоянки. Вечером заклеили одну большую потертость по центру днища длиной 15 см и две небольших по 2-3 см вокруг. Все! И только через день стали отходить два крепления леера к корпусу, на которые пришлась основная тяжесть рывка под водопадом. Особых неудобств это не доставило - ослабил давление и стал крепить груз по-другому. По приезде в Москву привез лодку в магазин Вольный Ветер, где крепления весьма быстро, аккуратно и без волокиты приварили, причем с заменой на более новую модель. Качество сварки проверил в походе на эти майские – сидят намертво.

Итоги краштеста надувной байдарки: На мой взгляд, краш-тест для изношенной байдарки с усилием, близким к предельному, подтвердил возможность длительной и более широкой эксплуатации семейства «Каньон» в неблагоприятных условиях. По элементам конструкции:

  • Категорийность: Байдарка достойно выдержала испытание на более высокую категорию порога. Ранее надувная байдарка с одним гребцом брала волну высотой 2 метра (или чуть больше) и соперничала с ветром силой до 15 м/сек. Против легкого встречного ветра до 5 м/сек. эта надувнушка идет груженая тоже с одним гребцом со скоростью 7 км/час. Подтверждает возможность ходить соло на 3 к.с. или в серьезный шторм.

  • Оболочка байдарки: Далеко не новая шкура отлично держит удар, днище и оболочка достаточно прочные для удара и таскания по камням, швы проварены и прострочены, как надо, не расходятся нигде.

  • Баллоны байдарки: (не ремонтировались ни разу) при резком изгибе на сильном течении не лопаются, держат судно на плаву, не дают корпусу переламываться или перекручиваться, заглушки не вылетают. Лодка, полная воды и с грузом, не тонет, за нее можно держаться при попадании в воду, что существенно отличает надувнушку от каркасника.

  • Банки: (сиденья) из фанеры легкие и прочные, не сломались, также хорошо держат форму судна при сильном давлении извне, не дают корпусу закручиваться винтом, крепления банок надежно приварены к оболочке, не ломаются и не отрываются.

  • Крепления леера на байдарке: не подведут при падении гребца в воду, за них можно смело держаться на течении, прикладывать большую нагрузку. Прочность самого леера не изменилось ни на грамм, он только сильно вытянулся уже буквально в конце первого сезона, что вполне понятно. После 4 лет не потерял прочности и режется с большим трудом.

В комплексе: итоги теста говорят об удачной конструкции байдарок серии «Каньон», большом запасе прочности, о правильно подобранных материалах и о качественном изготовлении судов на фирме. Напомню, что вес «Лагуны» с ремнабором 11,5 кг (такие легкие аналоги в своем классе я знаю только китайские типа Pathfinder, но им далеко до «Каньона» по качеству материалов и обитаемости). Плюс весьма достойные ходовые и мореходные качества байдарки, которые гораздо выше китайских. На первых сотнях км плавания червячок сомнения был, но теперь исчез.

Отдельное спасибо надо сказать производству – делают без халтуры, основательно. Это особенно ценишь в сложной ситуации, когда экипаж полностью зависим от качества работы всего коллектива фирмы буквально по каждому элементу конструкции.

Напоследок: Может, мне и повезло с байдаркой, но я считаю, что качество на «Вольном ветре» носит системный характер. И на том пороге победили «Каньон» и «Вольный ветер» вместе. Жаль, прекратили выпуск «Лагуны» - я в восторге от этой лодки. И не только я – сколько туристов видел - все хвалят. Кроме почему-то самого «Вольного ветра». Видимо, новые модели сделаны лучше, и нам станет плавать еще безопаснее. Что ж, это радует!
Семь футов всем под килем и удачных походов!
Сергей Бубенков
taimenj@ya.ru