На байдарке по низкой воде

Сложилось так, что в ставший для меня уже традиционным водный поход по Карелии в августе 2013 г. я отправился один. При выборе маршрута моё внимание привлекла река Сиг, в первую очередь, тем, что посещают её туристы редко (в сети нашлось только два отчёта 15–20-летней давности). Возможно, происходит это из-за относительно неудобной заброски. Хотя в верховьях Сига находится ж.-д. станция Ундукса (а рядом с соседней станцией под названием Сиг протекает река Ундукса – вот такие парадоксы карельской топонимики), поезда дальнего следования на ней не останавливаются. Есть, правда, местный поезд, делающий остановки на этих станциях, однако в 2013 году он ходил аж три раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресеньям. А на соседние Калгу с Воньгой добраться значительно проще – всего-то 1,5 км пешком от станции Энгозеро (останавливаются поезда Мурманского направления) до залива одноимённого озера. Глядя на карту и размышляя, как проще добраться до Сига (в старых отчётах рекомендовалось пересесть в Кеми на почтово-багажный поезд и сговориться с машинистом об остановке в Ундуксе), я обратил внимание, что примерно в 10 км ниже пересечения с железной дорогой Сиг подходит практически вплотную к упомянутой Калге: по прямой между реками всего 3 км! Решил пройти половину Калги, перебраться на Сиг, затем – морем в Кузему, благо всё снаряжение влезло в один рюкзак, а вес его легко позволяет на волоке обойтись одной ходкой. На прохождение маршрута запланировал 9 дней в конце августа. Продукты взял в основном сублимированные, фирмы «Гала-гала» (вышло менее 400 г/день, всего около 3,5 кг на 9 дней). Байдарку взял какая была — КНБ «Легор», хотя надувная была бы лучше для мелководных рек. По расчётам у меня получалось всего 33 кг груза.

Поезд № 242 Москва – Мурманск неожиданно оказался «нетуристским», в плацкартом вагоне из туристов был только я один. Попутчики, узнав что иду в одиночку, поили коньяком и уговаривали не заниматься ерундой, а ехать к ним в Мурманск, пожить в домике. Не уговорили. В Энгозере вместе со мной из поезда высадились ещё 6 туристов. Выяснилось, что маршруты наши в первой части совпадают, ребята на катамаране-«четвёрке» и «Щуке-2» решили плыть по Калге до Белого моря, пройти по морю «кольцо» и закончить маршрут в Калгалакше. Против моей компании ребята не возражали, так что полностью одиночный поход не получился: я напросился в компанию и первые три дня мы шли вместе.

Пока собирались на берегу Энгозера, как раз рассвело, и мы стартовали. Погода порадовала: солнце, лёгкий ветерок, сдувающий мошкару, но неспособный «раскачать» озеро. Перекусили в истоке Калги и вскоре добрались до первого препятствия на реке – порога Шлагбаум на месте разрушенного моста старой лесовозной дороги. Общее впечатление от порога: мелко. Сначала порог прошла «Щука», затем катамаран, едва вписавшись в повороты струи и развернувшись в процессе прохождения порога, затем и я на «Легоре». Препятствие короткое, а по правому берегу идёт тропа для обноса (выше порога выход на неё неудобен).

Порог Шлагбаум

В этот же день прошли ещё пару простых препятствий и встали на стоянку над порогом Утюг, отложив его прохождение на утро. В конце порога – мост автодороги, деревянный, старый, страшненький, но действующий: при прохождении главное – не врезаться в опору. По дороге от моста до пос. Энгозеро всего около 5 км, так что при желании можно и в магазин сбегать. Ночью шёл дождь, вселяя надежды на повышение уровня воды. Утром стало ясно, что надежды не оправдались, закончились вместе с дождём. Ну и ладно, зато погода хорошая. Порог все прошли успешно (на «Щуке» – опять не единожды) и продолжили движение по маршруту. Примерно через километр, пройдя простенький перекат, дошли до моста железной дороги. Помнится, лет 10 назад я уже был на Калге, тогда мы тоже считали, что воды мало… При виде этого моста, а точнее, захламлённых старыми сваями проходов под ним, я понял: мы ошибались. По сравнению с нынешним уровнем воды тогда было просто половодье. Если в тот раз под мостом нормально прошли «Таймени» (2- и 3-местные), то ныне это оказалось невозможно. Байдарки просто не пролезали по габариту, что уж говорить о катамаране! Тут выяснилось, что на Утюге забыли «морковку».

Мост ж.-д. через Калгу

Экипаж «Щуки» отправился назад (благо ушли недалеко) и вернулся, успешно найдя пропажу, как раз когда мы закончили обнос. В следующее препятствие под № 7 (без названия, 2–3 к.т.) и катамаран, и «Щука» ушли сходу, без осмотра. Я, поддавшись общему настроению, тоже, за что и поплатился: с разгона «поймал» бортом камень, заработав первую (и единственную) пробоину. С ремонтом решил не спешить и до обеда грёб, буквально сидя в реке. Прошли еще несколько порожков и перекатов и встали на стоянку на мысу в истоке Калги из Поригозера. Хорошая стоянка также есть на острове напротив устья реки, но там проблемы с дровами, чтобы не вырубить весь лес на острове придётся высылать гонцов на материк. На следующий день преодолели ещё десяток препятствий и к вечеру дошли до порога Грива (по лоциям 3–4 к.т.) – одного из самых серьёзных на Калге. В лоциях и отчётах в качестве ориентира начала порога часто указана футболка, висящая на дереве (на правом берегу) после короткой шиверы. Футболка по-прежнему на месте, однако малозаметна с воды. Зато некие сознательные туристы рядом повесили «говорящий» дорожный знак «въезд запрещён», он же «кирпич».

"Кирпич" перед Гривой

По правому берегу идёт натоптанная тропа, в конце её – просторная стоянка. На ней, обнеся с вещами Гриву, и остановились на ночлег. Ребята решили преодолеть порог утром, я же, прикинув свои шансы на чистое прохождение этого шкуродёра при низкой воде, решил не подвергать «Легор» риску ремонта и Гриву не проходить. Так 22 августа для меня начался одиночный поход. Утром попрощался с группой и поспешил дальше: хотелось в этот день пройти волок, до которого оставалось ещё около 10 км, включая несколько препятствий. За три часа, успев при этом немного поблуждать на Амбарных озёрах и умудрившись потерять юбку в первом же после этих озёр препятствии (шивера Неприятная оправдала своё название), достиг порога Коверокоски, от начала которого и запланировал волок. В отчётах этот порог упоминается под названиями «Антон» и «Голяновского» (по имени погибшего здесь в июле 1981 г. туриста; «Коверокоски» же – название местное). В качестве ориентира порога часто указывают памятник погибшему (на правом берегу), однако он находится ниже первой ступени порога. Начало же препятствия каких-либо заметных, ярких ориентиров не имеет, а чтобы неожиданно не влететь в этот достаточно серьёзный для байдарок порог, стоит считать препятствия после Амбарных озёр до Коверокоски – их 9.

Памятник А.Голяновскому

Карельская погода решила проводить меня с Калги дождём, под которым я разобрал байдарку, уложил рюкзак и начал пробираться на юг сквозь бурелом. Вскоре лес поредел, идти стало легче, но ненадолго: началось заболоченное редколесье. Помогая себе веслом (убирать его в рюкзак не стал, оставил в качестве посоха), петляя в поисках пути через болото и иногда останавливаясь для поедания клюквы, часа через 2 после начала волока вышел к берегу Уккозера (в отчётах упоминается как «Лещевое»), в честь чего дождь прекратился.

На волоке

Быстро собрал и загрузил байдарку и решил, что на сегодня хватит, пора вставать на ночлег. Стоянка, как и говорилось в отчётах, обнаружилась на юго-восточном берегу озера, просторная и со следами (в виде рогов) пребывания охотников. Отчёты обещали до следующего озера и возможной стоянки мелководные препятствия и завалы (один – многолетний, требующий обноса). Первый порог встретился сразу после выхода из озера, и я смог оценить уровень воды в Сиге, вернее, её отсутствие.

Река Сиг

Наверное, по высокой воде здесь был бы порог, ныне же воды не хватало даже на проводку байдарки: она местами просто не пролезала между камнями. Пришлось переносить лодку прямо через камни. В том же духе прошёл и остальные порожки (по отчётам – 7, я же со счёта сбился): слалом на отрицательной скорости, пока байдарка не застрянет, затем перетаскивание её через непроходимый участок. Потом начался плёсовый участок реки, довольно глубокий и почти без течения, на котором я наконец смог разогнать байдарку до крейсерской скорости. Завалов на реке вопреки отчётам не обнаружилось (только отдельные упавшие деревья, не перегораживающие реку), как и сколько-нибудь приличных стоянок (тут отчёты оказались правы).

Река Сиг

Озера, а точнее, системы из 4-х озёр, соединённых протоками и вместе носящих название Сигорецкие, достиг неожиданно рано: к 14 часам, а ещё через час был уже в последнем, 4-м озере. Возник вопрос: вставать на стоянку (на этих озёрах хороших мест хватает) или попытаться дойти до моря (раньше отчёты приличных мест для стоянок не обещали). Поизучав карту (до устья осталось около 10 км) и прикинув время (15 часов, ещё 4–5 часов можно двигаться), решил идти дальше. Надо заметить, что Сиг из последнего озера вытекает двумя рукавами, которые сходятся примерно через 3 км. Отчёты рекомендовали идти северным (так как южный более мелкий и с завалами), что я и сделал. Воды после озёр стало побольше, и почти все препятствия уже удавалось проходить зигзагами, задевая камни бортами (нередко обоими сразу, а заодно и дном), но не покидая байдарки. После очередного порожка решил, что устье уже должно быть рядом, набрал в бутылки запас пресной воды и стал морально готовиться к выходу в море. Ещё один перекат, и… море не началось, зато закончилась река. Вернее разбилась на несколько проток без течения среди «грядок» камыша. Зашёл в одну протоку – и через 20 м упёрся в тупик. Вернулся, попробовал другую – то же самое. После 5-й попытки этот процесс мне надоел, и я стал идти по азимуту, перекидывая байдарку через попадающиеся на пути «грядки». После четвёртой снова началась река (скорее, уже море) с очередным перекатом, который пришлось проходить против течения - начался прилив. «Наконец-то вышел в море, больше никаких проводок, обносов, только простор и буквально море воды», – подобные мысли меня радовали ещё примерно полчаса, пока я искал стоянку в Сигорецкой губе. Найдя же её, наконец сообразил, что высокая вода мне и в море не светит, так как если пик прилива примерно в 20.00 (и соответственно в 8 утра), следовательно, пик отлива – в 14.00. То есть идти придётся во время отлива, петляя среди обнажившихся отмелей и камней, так как обходить их, уходя на байдарке в открытое море, – глупость, которая может дорого обойтись, если море раскачается. Лёг спать с надеждой выйти с утра пораньше и хоть сколько-нибудь пройти по высокой воде. Это мне более или менее удалось, вышел около 9.30, в самом начале отлива. Примерно через 4 км прошёл порог Слудино, возникающий из-за приливно-отливных течений в проливе между островами Малый и Большой Валетов и материком. Порог проходить лучше как раз в начале отлива (при движении на юг, как в моём случае), иначе придётся идти против течения или огибать острова с моря.

Белое море

Погоду можно было бы назвать отличной, если бы не встречный ветер, к счастью несильный. Я убеждён, что остальные направления ветра – всего лишь исключение: за этот день случалось идти курсом от 90 до 270°, ветер же независимо от направления движения оставался встречным. Решил пройти за день как можно больше – впереди был участок маршрута, не прикрытый островами с моря, двигаться по которому возможно только в случае, если море более или менее спокойно. Наибольшие неприятности доставили, как ни странно, не волны, ветер и мели, а водоросли, которые заметно тормозили ход байдарки и наматывались на весло. Обходить же их заросли было неразумно – опять же пришлось бы уходить в открытое море. Около 16 часов перекусил на каком-то камне (да здравствует горелка!), заодно дождавшись некоторого подъёма воды, и к вечеру дошёл до мыса Хенной Наволок. На этом «открытый» участок пути закончился: дальше можно прятаться от волны за островами и в заливах-губах. На стоянку встал чуть южнее мыса, на острове Хенной, найдя там несколько скальных ванн с пресной водой. Утром порадовался, что вчера дотянул досюда: за ночь море раскачалось. Идти-то по такой волне можно, проблемой становится отчалить от берега, в который она бьёт. Перетащил байдарку на противоположный, западный берег острова, спокойно отчалил и пошёл, прячась за островами. Уже к обеду вошёл в губу Домашнюю, в глубине которой находится Кузема, и встал на стоянку на небольшом островке. На следующий день, устроил днёвку: отдыхал, обследовал остров. Обнаружились соседи по нему: мыши, какая-то хищная птица и несколько зайцев. Последние оказались любопытными и периодически подходили к стоянке, однако сфотографировать себя не позволили: стоило навести на них аппарат, как они тут же убегали. 27-го опять пришлось выходить рано: до Куземы, точнее, до устья р. Берёзовка (традиционное место разборки судов заканчивающих здесь маршрут «водников») оставалось совсем немного, но добраться туда можно только по высокой воде, на приливе. При нехватке времени можно не тратить его на ожидание прилива, а закончить маршрут в хорошо заметной с воды д. Поньгома (на южном берегу губы, в устье одноимённой реки) и найти там машину до Куземы. К 11 часам последний водный переход был закончен, остаток дня я посвятил просушке и упаковке вещей, а ранним утром пешком дошёл до станции.

Губа Домашняя

Река Сиг скорее понравилась — малопосещаема и живописна, спортивный интерес правда может представлять только по половодью, но я не за рекордами шёл. Сигорецким озёрам стоило бы уделить больше времени — выглядят привлекательными в плане рыбалки. Для прохождения Сига, как и Калги подойдут надувные байдарки — шкуродёры на этих реках неизбежны даже в полноводные годы и на каркасных придётся заниматься либо проводками и обносами, либо ремонтом. А поскольку маршрут включает море, лучше брать байдарки со штевнями — для курсовой устойчивости, типа «Одиссея».

Алексей Монахов.