Плот для самых сложных рек «Памир-7».

По страницам альманаха «Ветер странствий» №16 1981г.

Плот «Памир-7» является полимараном с четырьмя опорными понтонами, расположенными поперёк течения реки, и одним понтоном запасной плавучести (ПЗП), установленном над опорными понтонами в направлении течения. Управление понтоном — вёсельное. Судно предназначено для спортивного сплава по многоводным рекам 5-й, 6-й категории сложности.

Техническая характеристика:

  1. водоизмещение опорных понтонов — 3 т, (ПЗП) — 3 т;

  2. вес снаряженного плота без экипажа и вещей 240-260 кг, с полной загрузкой — около 1150 кг;

  3. запас плавучести опорных понтонов 2,6, общий — 5,2;

  4. вес переносимого снаряжения 65 кг (7,2 кг на человека);

  5. габариты плота 6х3х1,2 м;

  6. лаговая скорость (поперечная) 1,43 м/сек (5,15 км/ч) — сходу, в стоячей воде на участке в 10 м;

  7. угловая скорость — разворот на 360° за 10 сек с места, в горной реке;

  8. осадка около 18 см;

Конструкция плота ясна из чертежа. Материал понтона - камера из герметичной ткани прочностью 250/200 кг на 5 см ширины. Чехол из негерметичного капрона прочности 200/190 кг. Вес камер опорных понтонов 14 кг, чехлов 6,5 кг, ПЗП соответственно 11 и 5 кг. Вес ПЗП, который практически не подвержен стиранию можно снизить. Вес опорных понтонов при изготовлении из капрона обеспечивает срок службы 4-8 лет.

Рама плота — пространственной конструкции, что создаёт достаточную жёсткость на изгиб и кручении. Раскосы, соединяющие верхнюю и нижнюю части одновременно способствуют страховке гребцов. Жерди № 1, 2, 6 обеспечивают жёсткость рамы, препятствуя скручиванию.

Делать раму можно только из свежесрубленной берёзы.

Допуск на толщину жердей ±10%. Рама предварительно сбивается гвоздями, после чего узлы плотно фиксируются 4-х миллиметровой стальной проволокой. После изготовления плот следует испытать на суше на изгиб и кручение. При испытании на изгиб плот опирается на 1-ый и 4-ый понтоны и нагружается весом экипажа. Прогиб по центру должен быть не менее 200 и не более 800 мм.

При испытании на кручение плот опирается на 4-ый понтон и участок «Б» 1-ого понтона (камень, подвеска к дереву). Угол закручивания не должен быть более 60-70°.

Габариты плота близки к габаритам плавсредств для рек высших категорий сложности. Плавучесть увеличена с 3 до 6 т для прохождения участков, где вода смешана с воздухом (нижний бьеф мощных сливов, пенные ямы). Например, в августе 1977 г. в основном сливе Гурхамского порога на реке Обихингоу 3-х тонный плот ушёл под воду почти на 1,5 м. Последствия такого погружения очевидны; кроме того, для участника возникает опасность попадания воды через нос в лёгкие.

Увеличение плавучести за счёт нижних понтонов ограниченна: при объёме нижних понтонов более 7 т чрезмерно уменьшается осадка плота и как следствие ухудшается поперечная устойчивость и устойчивость на курсе (соскальзывание с волов назад). Кроме того возрастает вес понтонов. Плавучесть ПЗП можно увеличивать почти без указанных недостатков. Выступающая часть ПЗП выполняет роль бампера, защищая носовых гребцов при лобовом ударе. Соотношение плавучести нижних понтонов и ПЗП — 1:1, однако возможно применение 3-4 нижних понтонов диаметром 800 мм и ПЗП диаметром 650-750 мм.

Принципиально новым в конструкции плота является переход к вёсельному управлению. Один человек гребью работает в 2-4 раза эффективнее, чем веслом, однако практика показала, что при включении в работу всех членов экипажа (8 человек) с вёслами достаточной площади манёвренность на участках простой и средней сложности не хуже чем с гребями (см. выше — лаговую и угловую скорость).

Плотовая техника, как наиболее простая и рациональная. Практически не меняется. Использование вёсел позволяет обеспечить безопасность участников за счёт страховки раскосами и ремнями от авиационных кресел с легко отстёгивающимися пряжками. При такой фиксации вероятность смыва практически сводится к нулю. Небольшой настил на плоту предназначен для лоцмана и негабаритных вещей (котлы, кораблик и пр.). Применение вёсел позволяет отказаться от настила, утяжеляющего плот, гребей, требующих для изготовления высококачественного материала, и подгребицы; соответственно сокращается время постройки.

Применение вёсел значительно увеличивает «потенциальную энергию» экипажа, ибо участник с веслом меньше устаёт; кроме того, можно грести и там, где возможна работа гребями: близ камней и стен, в крутых сливах, на мелях и т. п. Поломка весла менее опасна чем гребя: сломанное весло несравненно легче заменить.

Лопасти вёсел изготавливаются из отбортованного дюраля Д-16 толщиной 0,8 мм или листового волнистого стеклопластика по ОСТ-6-11-390-75 толщиной 1,5 мм. Длина веретена на 100 мм больше роста гребца. Вес весла 1,5-2 кг. Гребец сидит на рюкзаке. Рюкзак должен быть привязан так, чтобы гребец сидел с наклоном 10-15° от ПЗП. Неправильная посадка не позволяет работать корпусом (только руками), уменьшаются размах гребли и обзор. Для защиты от воды достаточно непромокаемых брюк. Возможно использование легко откидывающегося фартука.

Недостатки плота «Памир-7»:

  1. стартовая скорость судна несколько меньше, чем у поперечно-понтонного плота с гребями;

  2. немного хуже обзор для кормовых гребцов;

  3. больше общий вес переносимого снаряжения, но меньше на каждого участника, так как здесь больше экипаж;

  4. нужен большой и сработанный экипаж (8-9 человек);

Несмотря на эти недостатки, плот «Памир-7» по манёвренности не уступает плотам, крупным катамаранам (5х2,5 м) и значительно превосходит эти плавсредства по безопасности сплава на реках со стоком 50-500 м3/сек.

При некоторой доработке — увеличении объёма нижних понтонов до 5-7 т — манёвренность плота можно значительно увеличить, надо также защитить передних гребцов жердевым бампером.

При указанной доработке на плоту «Памир-7» можно проходить реки с практически любым объёмом стока, т. е. Наиболее сложные в СССР «пятёрки» и «шестёрки».

Плот предварительно испытывался на прыжок с 3-х метровой плотины на реке Протве, а затем на нём были пройдены без происшествий реки Зеравшан — 6-ой категории сложности и Чаткал — 5-ой категории.

В. Федорович,

А. Краснов,

Ю. Фёдоров.

Схема плота Памир-7

Плот Памир-7

Рассадка плота Памир-7