Плот — катамаран.

По страницам альманаха «Ветер странствий» №15 1980г.  

В результате бурного развития водного туризма в настоящее время осваиваются уже притоки второго и третьего порядка, ибо практически все крупные реки пройдены туристами. Водникам приходиться забираться всё выше по малым рекам. Для этих водотоков характерны относительно малый расход воды, большое падение, отсутствие хорошего строительного материала, необходимые участки, тяжёлые, неудобные подходы. Подобные жёсткие условия заставляют отказываться от многих ставших уже классическими типов судов. Из широко распространённых сегодня средств сплава наиболее широко применяются для преодоления верховьев надувные спасательные плоты типа ПСН-6, ПСН-10 и лодки ЛАС-5. Но плоты и лодки такой конструкции не любят мощной воды. В результате приходиться либо отказываться от сплава по нижней, мощной, части реки, либо нести с собой дополнительно надувные элементы, чтобы потом перестраивать плот. В первом случае путешествие в туристском отношении нередко оказывается неполноценным, а во втором — увеличивается выходной вес рюкзаков, который для сложных походов и так достаточно велик.

Мы по-своему решили эту проблему, выбрав в качестве основного сплавсредства плот на поперечных гондолах. Мы берём с собой в поход семь (или более, если группа более шести человек) гондол длиной 2,5 м и диаметром 0,5 м. Таким образом, объём одной гондолы составляет около 0,5 м3. Собственно гондолы делаются из прорезиненного капрона, а чехлы — из тонкого брезента. Вес гондолы с чехлом примерно 4-5 кг. Выйдя в верховья реки, по которой планируется сплав, мы строим три катамарана (или более). Для катамаранов требуется строительный материал не таких высоких кондиций, как для плота, и в гораздо меньшем количестве, так что лес на катамараны набрать просто. Это может быть берёза, ива, тальник, лиственница — практически все породы деревьев, в том числе и малоценные. Изготовление катамарана (конструкция указана на схеме) занимает около часа, после чего начинаем сплав. Спустившись по малому притоку, дальше идём на катамаранах, но, если впереди участок с мощными порогами, преодоление которых на катамаране опасно, можно выбрать место с сухостоем и построить плот, используя те же гондолы. Обычно мы подводим под плот пять гондол, оставляя две в качестве запасных. Последние используем для быстрой замены вышедшей из строя основной гондолы, для изготовления страховочного и разведочного катамарана, а также в качестве «антипереворотного» средства, укрепив их по бокам плота. Пройдя на плоту мощные пороги среднего течения, и оказавшись на участке реки с простыми препятствиями и малой скоростью потока, снова трансформирует плот в три катамарана, для чего снимаем подгребцы с плота и распиливаем его на три части. За счёт перехода на катамараны мы добиваемся существенного, по сравнению с плотом, увеличения собственной скорости и выигрываем на сравнительно спокойном и неинтересном нижнем участке реки время, которое так необходимо в конце путешествия.

Кат--Плот-Кат-2 схема.jpg

Идея трансформирующегося средства сплава была осуществлена нами при сплаве по Песчаной, Сумульте-Катуни, Урсулу-Катуни, Китою и везде оказалась полезной. Такая трансформация судна за счёт применения гондол расширяет возможности водного туризма, повышает уровень обеспечения безопасности путешествия.

Несколько рекомендаций по эксплуатации трансформирующегося судна в водных походах.

Для катамаранов мы берём байдарочные лопасти и дополняем их руками уже на месте. Все узлы и соединения рамы катамарана и плота вяжутся тонким капроновым шнуром на прямой узел, который хорошо держит, а при необходимости его легко развязать. Техника гребли несколько отличается от байдарочной, но основные приёмы управления катамараном те же: зацеп, завес, боковое притяжение, использование отрицательной скорости. Катамаран проигрывает байдарке в скорости, зато из-за разнесённости мест гребцов в поперечном направлении он манёвреннее и имеет малый радиус разворота, что важно при прохождении мелководных «густых» шивер и порогов, характерных для малых водотоков. Вес катамарана (примерно 15-20 кг) позволяет легко осуществлять обносы. При перестройке катамарана в плот освободившиеся вёсла мы привязываем к плоту на носу и корме. Этими вёслами можно с успехом управлять плотом в критических ситуациях, например при поломке подгребиц или при перевороте плота, что также повышает безопасность сплава.

А. Колчевников