Рейковый стаксель на катамаране

Стаксель служит дополнительным парусом и бывает полезен не только в слабый ветер (увеличивает общую площадь парусности и, тем самым, повышает эффективность работы парусного вооружения), но и при сильном попутном ветре – когда уже трудно управлять гротом.

Конструкция.

Стаксель представляет собой треугольное полотнище. На его передней кромке (шкаторине) пришит карман , в который продет ликтрос. В верхний (фаловый) угол стакселя вшито полукольцо, за которое карабином или такелажной скобой крепится неподвижный (коренной) конец фала – снасти для подъема стакселя на мачту. В передний (галсовый) и задний (шкотовый) нижние углы стакселя вклепаны люверсы (заклепки с отверстиями) за которые нижняя шкаторина стакселя растягивается вдоль рейка 22. Реек представляет собой трубку с установленными по концам крючками. За верхнюю пару крючков растягивается нижняя шкаторина стакселя, за нижнюю пару – растяжка 23 с установленной на ней серьгой. К серьге крепится коренной конец галса которой проходит через кольцо на подмачтовой балке 19 и крепиться на поперечной трубе катамарана. К задней части (ноку) рейка крепится шкот 24 – снасть для управления стакселем.

Схема расположения стакселя

Подготовка к работе.

1 Закрепить растяжку 23 на рейке.

1.1. Огон (петлю) на переднем, ближнем к серьге конце растяжки зацепить за передний нижний крючок рейка 22.

1.2. Огон заднего конца растяжки стропкой (отрезка шнура длинной около 200 мм. и диаметром 2-2,5 мм.) притянуть к заднему нижнему крючку рейка. Связать концы стропки рифовым узлом с фиксацией.

2. Присоединить реек к стакселю.

2.1. Огон на нижнем конце ликтроса стропкой соединить с люверсом галсового угла и закрепить за верхний крючок переднего конца рейка. Обмотать одним из концов (более длинным) витки стропки около крючка (чтобы не поднятый еще на мачту стаксель не соскочил с крючка) и связать концы стропки рифовым узлом с фиксацией.

2.2. Шкотовый угол стакселя закрепить стропкой за задний верхний крючок рейка. Натяжение нижней шкаторины регулируется в зависимости от курса судна относительно ветра. На острых курсах (движение под острым углом к направлению ветра) стаксель притягивают вплотную к крючку (т.е. туго натягивают шкаторину). На полных курсах (при попутном ветре) расстояние между шкотовым углом стакселя и крючком может составлять до 50 мм.

3. Присоединить шкот к рейку, сложить стаксель в транспортное положение.

3.1. Шкот – отрезок плетеного полипропиленового шнура за средину крепится к ноку (заднему концу рейка) за люверс или за сам реек.

3.2. Фал и галс сматываются бухточками диаметром 60 - 80, которые, чтобы не распускались, стягивают резинками или стропками.

3.3. Стаксель, начиная от нижней шкаторины, складывают гармошкой вплотную к рейку (можно намотать на реек) и обматывают несколькими витками шкота.

Настройка паруса.

Эффективная работа парусовна судне достигается обеспечением правильности их форм под нагрузкой и расположения относительно направления ветра, что обеспечивается настройкой элементов парусного вооружения. Чтобы работающий стаксель сохранял свою форму, его шкаторины (кромки) должны быть растянуты с определенным усилием, что выполняется натяжением его снастей – фала, галса и шкота. Для этого нужно натянуть с определенным усилием фал.

4. Операции при постановке стакселя на мачту.

4.1. Перед установкой мачты на судно ходовые (без карабинов или такелажных скоб) концы фалов продеваются в отверстия головок своих рым-болтов (фал стакселя в рым-болт на верхней части мачты 18), протягиваются до половины длинны фалов, оба конца связываются ( чтобы не выхлестнулись из отверстий при установке мачты на судно). После установки мачты ходовые концы фалов подвязываются к бушприту или к ближайшей поперечной балке возле мачты (с той же целью).

4.2. Ходовой конец галса продевается в кипу (отверстие) на конце бушприта 19 и крепится за утку (в его начале). Рабочая длинна галса подбирается так, чтобы при поднятом стакселе высота переднего конца рейка над бушпритом составляла 350…400 мм. Упростить постановку стакселя можно, если после первого же его поднятия в правильное положение поставить метки на галс и фал на участках возле уток, за которые эти снасти крепятся (намотать электроизоленту или узкую полоску скотча или цветную нитку и т.п.). Натянутый («набитый») фал не должен сильно задирать кверху бушприт. Концы, проведенного за мачту через кипы, шкота соединяют карабином.

5. Контроль готовности парусов к работе проводится на берегу перед каждым выходом на воду.

5.1. Судно ставится носом против ветра.

5.2. Разбираются (расправляются) снасти, проверяется правильность их проводки.

5.3. Поднимается грот, проверяется, насколько свободно он переводится на другой борт и за мачту (он всегда должен располагаться впереди мачты). Затем поднимается стаксель. На воде паруса поднимаются также при положении судна носом против ветра (при этом вокруг судна должно быть достаточно места для маневрирования).

Управление.

Обезветренный стаксель на ветру сильно заполаскивает, поэтому поднимать его на мачту следует энергично выбирая (подтягивая) фал и быстро закрепляя его за утку. Контролируют положение стакселя по его рейку. На острых курсах он должен располагаться параллельно нижнему рейку грота. На полных – стаксель максимально эффективен при расположении парусов «бабочкой» - когда они находятся на разных бортах. При этом угол между бушпритом и рейком стакселя может составлять ~95 - 110 градусов. Управлять стакселем намного удобнее с помощью вспомогательного гика – легкого древка с рогулькой впереди. Один из концов рогульки делают на 25 - 30 мм. длиннее второго (так легче зацепиться за задний конец рейка: он «ловиться» длинным концом рогульки, накладываемым на реек сверху). Спущенный стаксель укладывается на судне в соответствии с пунктом 3.3. На хранение стаксель отсоединяют от рейка и укладывают «гармошкой» - начиная с нижней шкаторины полосами шириной 230 - 260 мм. Получившуюся полосу, сворачивая вдоль, перегибают еще несколько раз в прямоугольный пакет.

В подготовке материала принимал участие Кужель Юрий Андреевич, автор книг о применении парусного вооружения на маломерных судах ( в том числе на байдарке «Таймень»).