Латинский парус на Спорт
Походить под парусом очень хотелось давно, и вот сбылось :) Под получившимся парусом был пройден маршрут: озеро Кереть (~40км) - река Кереть - Белое море до Чупы. Плюс предварительно была обкатка по подмосковным водохранилищам. После изучения теории и практики в интернете решено было остановиться на латинском парусе 3,5 кв.м. от компании "Вольный ветер". Но в штатном варианте установки паруса предполагается, что лодка становится чисто парусной без возможности идти на веслах: мешают аутригеры и руль, который необходимо держать рукой; + конструкция установки мачты сильно громоздкая и возникаю вопросы "куда укладывать снарягу", если идем "надолго".
ЛАТИНСКИЙ ПАРУС НА СПОРТ
Доработка парусного вооружения от "Вольного Ветра"
Походить под парусом очень хотелось давно, и вот сбылось :) Под получившимся парусом был пройден маршрут: озеро Кереть (~40км) - река Кереть - Белое море до Чупы. Плюс предварительно была обкатка по подмосковным водохранилищам. После изучения теории и практики в интернете решено было остановиться на латинском парусе 3,5 кв.м. от компании "Вольный ветер". Но в штатном варианте установки паруса предполагается, что лодка становится чисто парусной без возможности идти на веслах: мешают аутригеры и руль, который необходимо держать рукой; + конструкция установки мачты сильно громоздкая и возникаю вопросы "куда укладывать снарягу", если идем "надолго".
Поэтому решено было немного видоизменить конструкцию, сделать ее более компактной и удобной. После непродолжительно изучения теории решено было отказаться от аутригеров (впоследствии на практике это полностью оправдалось).
ОПОРА ДЛЯ МАЧТЫ БЫЛА ПЕРЕМЕЩЕНА С БОРТОВ НА НАДУВНОЕ ДНО, А ИМЕННО:
- на дно кладется кусок влагостойкой фанеры, на который прикручиваем стакан мачты;
- сама фанера пристегивается к дну стропой с утяжками;
- на бортах, вплотную к стакану мачты, крепится подмачтовая балка, которую также штатно крепим утяжками;
- и делаем хомут, которым соединяем стакан с балкой (хомут сделал из прутка 8мм, согнув его по стакану и нарезав на концах резьбу);
- на концах балки крепятся шверцы (крепление штатное).
РУЛЬ
Коплект руля даже не покупал, т.к. сразу решил, что рулить руками не удобно. Намного интереснее ножной руль, как у каркасных байдарок, и которым можно будет пользоваться не только под парусом, но и при движении на веслах. т.к. под рукой был комплект руля от rz-85, решено было поставить его. В креплении педалей никаких проблем нет: на квадрат из влагостойкой фанеры прикручиваем педали и все вместе двумя петлями крепим к надувному дну.
А вот с рулем пришлось чуть повозиться, и вот что получилось:
Красный элемент - это крепеж руля от "салюта" который кое-как состыковался с рулем от rz-85. Шнур от румпеля к педалям пропущен через тонкий шланг, чтобы уменьшить трение об баллоны. Сама рулевая балка, крепиться к куску влагостойкой фанеры, а фанера стропой к надувному дну. Вот тут это крепление оказалось не достаточно прочным (в отличии от мачты и педалей), и его несколько раз скручивало, когда в порогах рулем сильно цепляли камни, хотя это нисколько не мешало пользоваться рулем. Это произошло из-за того, что дно в этом месте узкое, и крепление стропой получается не такой жесткое, как в центре лодки.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧИЛАСЬ КОНСТРУКЦИЯ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ИДТИ КАК ПОД ПАРУСОМ, ТАК И НА ВЕСЛАХ, И ДАЖЕ, ПОД ПАРУСОМ ПОМОГАЯ ВЕСЛАМИ :)
Матросу вообще ничего не мешает, а капитан может грести одним веслом накинув шкот паруса на колено (актуально при слабом попутном ветре и на курсах бейдевинд при умеренном ветре, когда лодка вроде идет, но ОЧЕНЬ медленно :) )
Парус быстро ставится и снимается, буквально 1-2 минуты после некотрой тренеровки. Креплению багажа ничего не мешает (8мм фанеры на дне не в счет). Немного уменьшилось место для багажа за спиной капитана (из-за рулевой балки), но нам это неудобств не доставляло. Штатный фал паруса 5м был заменен на 7м, так намного удобнее с ним работать. Ну и флюгер на мачте абсолютно необходим (без него ловить ветер очень сложно).
СОБИРАЕТСЯ И РАЗБИРАЕТСЯ ВСЕ ОЧЕНЬ БЫСТРО С КЛЮЧЕМ И ПАСАТИЖАМИ
Латинский парус на свободно стоящей мачте оказался очень удобным и безопасным. При любом порыве ветра достаточно отпустить шкот, и парус принимает флюгерное положение.
Остойчивости лодки хватает с запасом , и аутригеры не нужны. Мы о них вспомнили только на море в сильный ветер, когда волна была уже больше метра, и становиться к ней бортом было нельзя. Вот тут они бы пригодились. Дело еще в том, что на такой волне теряется управляемость: руль постоянно вынимает из воды и держать курс становится очень сложно (мы шли бейдевиндом, а переходить на галфвинд было категорически нельзя - волна в борт), и веслом не поможешь - парус надо держать. В общем мы вовремя повернули назад и решили больше в такую волну не соваться.
ПРО СКОРОСТЬ
Под парусом, как и на веслах эта лодка идет 5-6км/ч . При сильном попутном ветре - 9км/ч. Больше не получается - начинает гнуть мачту и приходится сбрасывать ветер. Скорость измеряли по GPS.
В целом впечатления только положительные, под парусом прошли половину маршрута. Лодка для Карелии, на мой взгляд, очень удачная. По сравению с каркасами жутко тупая, но: во первых не надо ничего обносить, во вторых - не страшны никакие шкуродеры и чалится можно на любом бульнике; идти по плесам против ветра, конечно, тяжеловато, но ветер в морду дует не всегда. А что медленая, так мы же не спешим никуда, мы отдыхаем:)Всем удачи и попутного ветра!- Комментарии