Кольцо по Северной Карелии
Кольцо по Северной Карелии
Кольцо по Северной Карелии.
Запланированный маршрут: пристань Лоушки - оз.Лоухское — р.Лоукса — р.Кереть — Белое море — оз. Н.Кювиканда — р.Кювиканда (вверх) — оз.В.Кювиканда — волок на Сонреку — р.Сонрека — Белое море — оз.Н.Попово — оз.Ср.Попово — оз.Постельное — волок на оз. Северное Каменное — р. Каменная — оз. В. Векхозеро — оз. Н. Векхозеро — р. Домашняя — оз. Лоухское — пристань Лоушки.
24 июля — 4 августа 2017.
Суда/экипажи:
- «Варвар» - Ваня
- «Маринка» - Настя и Саша
- «Одиссей-480» - Алла и Леша (руководитель того безобразия и автор этого).
24.07
Прибыв в Лоухи, сразу нашли «буханку». На пристань Лоушки водитель Андрей отвез нас за 1500 р, сразу сговорились и об обратном пути. Самой пристани давно нет, просто поляна на берегу. 2 часа сборов, и стартуем. Завтрак устроили уже у пос. Плотина, при истоке Лоуксы. В Лоуксу вышли через канал, на некоторое время разделившись из-за недопонимания с недосыпа. На карте видно два рукава канала, пройти можно любым. В ближнем к поселку придется обнести мост, в дальнем — пара порожков, проходимых сходу. На выходе в Лоуксу — довольно бурный порог, с хорошим падением и валами. «Маринка» получает пробоину. Дальше — мелкие перекаты и порожки, разделенные плесами, идутся сходу, но сложность и уклон постепенно нарастает. Хороших стоянок на реке не видно. Наконец заходим в порог Медвежий, уже явно — порог а не перекат, и в середине порога обнаруживается мост на повороте реки, что за мостом и хотя бы в какой пролет идти — не видно. А чтобы было интереснее — идут наши байдарки с интервалом 2-3 минуты, не дожидаясь прохождения порога предыдущим судном. Зачаливаемся в улове ЛБ перед мостом, успел достать «морковку», что впрочем не понадобилось - «Маринка» также зачалилась в улове, с разворотом, а Ваня на «Варваре» причалил выше — прижавшись к берегу и сев на мель.
Река Лоукса
Мост на Лоуксе
После просмотра реки за мостом и разведки дороги решили не устраивать ремонт в начале похода и уйти на стоянку пешком — уже на берег Керети, около 800 м по нормальной грунтовке. Как-то мы увлеклись, и уже в первый день похода вышли на Кереть. Ремонт «Маринки» - в последнем пороге канала пробило шкуру вместе с леей усиления на кильсоне, чтобы заклеить пришлось разбирать.
На стоянке есть мобильная связь, на большей части остального маршрута — нет.
25.07
Группа на Керети
Отоспались, потормозили, вышли в 15-30. Несколько перекатов, плес и порог Морской. По левому берегу просмотрели, обнесли сети. Первым пошел «Варвар», вторым «Одиссей» - оба встретили камни, в разных местах порога, без последствий. «Маринку» после размышлений обнесли. Вышли в море, большинство туристов отсюда уходит налево — в Чупу, нам же — направо, в пролив Узкая Салма. Стоянка в проливе, на материковом берегу у ручья. Хорошее место, саму стоянку с воды видно плохо. Рыбаки сюда заходят набирать пресную воду из ручья.
Кереть, порог Морской
Пролив Узкая Салма
26.07
По почти спокойному морю прошли до губы Жемчужная, встреченные по пути рыбаки подарили треску. Берег местами отвесный, спрятаться от волны негде — в плохую погоду тут не пройти. Передохнули на о. Сосновец, тут нашлись первые ягоды — шикша, она же вороника. Остров живописный, в соответствии с названием поросший соснами, есть стоянка — но она занята. Прошли еще немного, встали в губе Жемчужная, у впадающего в море ручья — тут хорошая оборудованная стоянка, с воды не видна. Покупались, сварили мидий, треску частично сварили, частично пожарили — неплохая добавка к нашей раскладке.
Белое море
Белое море. Губа Жемчужная
27.07
Рядом со стоянкой нашли мех медведя, возможно поэтому вышли пораньше. Море качается, но несильно, обошли Соностров с моря, на обед зашли на Вороньи острова. Лето в Карелии сильно запоздало, тут морошка только цветет. Посматривая на берег в поисках стоянки, дошли до протоки из оз. Н. Кювиканда. В устье — изба, к нам вышел паренек, попугал сильным течением и непроходимостью протоки, рассказал про стоянки на озере и тропу на него же. Решили все-таки провести байдарки, как оказалось — все не так страшно. На веслах не подняться, но в проводку — легко. Стоянка на высоком восточном берегу перед разветвлением озера. На озере — никого, и следов недавнего пребывания людей не видно.
Озеро Нижняя Кювиканда
28.07
Дневка. Не у всех — мы с Ваней на «Одиссее» идем на разведку дальнейшего подъема по Кювиканде. На выходе из озера — течения почти нет, потом начинаются перекаты, становящиеся все круче. Метров 500 протаскиваем байдарку вверх по руслу, потом еще немного — лесом, перед очередным перекатом, больше похожим на каскад водопадиков, признаем подъем слишком трудоемким и уходим пешком на поиски дороги, отмеченной на карте гармина. Час поисков с элементами скалолазания и буреломинга, и находим только следы чего-то в прошлом похожего на колею. Вариант волока в Сонреку признаём бесперспективным, по крайней мере для нас — не тот состав группы для таких забав. На обратном пути зашли в западный залив озера, нашли оборудованную (и подзамусоренную) стоянку. К ней подходит дорога, отмеченная на ОСМ, по виду — вполне проезжая. Если ОСМ не врет — можно этой дорогой уйти на Сонреку, но тащиться далековато, обойдемся без Сонреки. Пока отсутствовали — Саша рыбачил, наловил окуней. Клюют почему-то не на блесну, а на распушенный кусок репшнура. По возвращению присоединились к процессу рыбалки, добавили по несколько рыбок.
Разведка подъёма по реке Кювиканда
Улов
29.07
В море вышли как положено — на отливе, чтобы было больше камней. Качает прилично, но ветер и волна попутные, до Сонострова донесло быстро. Пообедали у деревни и пошли к протоке в Нижнее Попово. Перед устьем протоки — залив с множеством мидий, набрали себе приличную прибавку к ужину. Протока мелкая и крутопадающая, проводка поначалу довольно проста, но недолго. Как выяснилось чуть позже — по ПБ протоки есть тропа-дорога, начинается не от устья, а у избы к востоку от него, приводит к истоку из озера. «Варвара» Ваня все же протащил протокой, «Одиссея» последние 150 м обнесли по дороге, «Маринку» - уже по дороге без попыток проводки. На озере — щиты с надписью, что за разрешением на стоянку надо обращаться в администрацию о. Тонисоар, делать это нам совершенно не хотелось. Отошли подальше и встали недалеко от протоки в Среднее Попово.
30.07
Утром пообщались с местными, они нас спросили про наличие сетей, мы их — про протоки в Среднее Попово. На километровке ГШ показана одна протока — в южном заливе озера, на ОСМ — две, причем вторая — которая севернее, выглядит более широкой. Как рассказали местные — протащиться можно по обеим, пошли северной. В протоке — остатки плотины, шиверка. Проводка 50 м, довольно простая. Ближе к выходу из озера, на плесе перед очередной протокой — в Верхнее Попово и Постельное — встретили локомобиль — передвижной паровой двигатель. Тут же есть стоянка. Посмотрели, пофоткали и отправились к протоке. В её начале, точнее — в устье, перекусили и понеслось. Точнее — потащилось. Часть протоки проходится по воде, часть — проводкой, наиболее крутые каскады — обтаскивали берегом. У Верхнего Попова озера протока делится на рукава, образуя остров — на ГШ это не отмечено, на ОСМ и по факту — есть. На обносе очередного «водопада» устроили небольшой привал - на «Одиссее» в качестве дивана. Выше развилок протока - то без течения и чуть шире байдарки, но при этом глубокая, то широкий мелководный перекат. Последний проводить не стали — ушли берегом к истоку протоки, тут обнаружилась и стоянка на берегу Постельного. Еще один плюс картам ОСМ — отмеченная дорога присутствует, хотя и немного подзаросла, но колея накатанная, дорога немного не доходит до протоки и стоянки. У истока протоки — разрушенный мост. Рядом со стоянкой лежат запчасти — похоже, от локомобиля.
Подъём по протоке в Среднее Попово
Локомобиль
Вверх к Постельному озеру
Привал на Одиссее
Вверх к Постельному озеру
31.07
Дневка. Ну и разведка мной и Ваней волока в Северное Каменное. Волок планировали из безымянного озерца, в которое ведет протока из юго-западного залива Постельного. Дойдя до протоки на «Одиссее», перетащили байдарку через пару бревен, потом перед мелководным перекатом высадились, оставили байдарку в протоке и пошли в пешую разведку. Протока на несколько десятков метров становится очень узкой, перегорожена упавшими деревьями, дошли вдоль нее до озерца, дальше — азимутом. Вскоре вышли на просеку, отмеченную на ГШ. Просека есть на средней части волока, не доходит ни до Северного Каменного, ни до озерца. Дорогу, отмеченную на ГШ и гармине, в очередной раз не нашли, на обратном пути немного отклонились и чуть не влезли на гору Постельную. Обнаружили морошку — тут уже спелую и заросли ятрышника. Саша выловил щуку и окуней.
Ятрышник
1.08
Волок, как положено, начали под дождем. Зашли в протоку, протащили берегом часть протоки, на веслах прошли остаток и по озеру, высадились поближе к просеке. Дождь на волоке — скорее плюс, так как нет комаров, не жарко, да тащить груженые байдарки по мокрому легче. «Одиссея» и «Маринку» немного разгрузили, нагрузив Аллу и Настю, впряглись и потащили. 400 м по кустам и мы на просеке, около 1 км и она кончается. Еще немного азимута и волок завершен, как и дождь. На волок ушло около 3 ч. Перекусили на мысу на Северном Каменном и отправились уже вниз, попутно разыскивая стоянку. Таковая отыскалась у истока Каменной из оз. Каменное на ЛБ. До Каменного река — со слабым течением, без заметного падения. Вялые попытки поймать рыбу окончились ничем — выловили и отпустили 3 мелких окуней (подозрительно похожих друг на друга, возможно рыб был один, но упорный).
2.08
Как выяснилось, до оборудованной стоянки мы не дошли 500 м. Каменная — поначалу спокойная протока в заболоченных берегах, потом начинает оправдывать свое название. Перекаты мелкие, но почти все проходится сходу, хотя и задеваем камни. Обносим мост — действующий, дорога накатанная, как выяснили позже — сюда можно заброситься из Амбарного. Перед Векхозером — еще один обнос моста, но этот — ветхий и следов дороги не видно. Совместили обнос с перекусом. Дошли до Нижнего Векхозера и встали на стоянку на мысе восточного берега. Тут - впервые со времени стоянки на Керети - нормально работает мобильная связь. Саша очередной раз обеспечивает нас рыбой - выловил щуку.
Нижнее Векхозеро
3.08
Вниз по Домашней. В истоке из Векхозера — разрушенная плотина, после просмотра прошли. Каркасные байдарки, возможно лучше провести — тут мелко. Дальше — серия мелководных шивер, все идутся сходу. На выходе в Кенозеро — опять разрушенная плотина, осмотр с правого берега, здесь же есть стоянка на которой устроили обед. Одноместный «Варвар» плотину прошел, повстречавшись с камнями на входе, «Маринку» и «Одиссей» обнесли — двухместным байдаркам в такие изгибы не вписаться. На стоянку встали на мысу у выхода в Лоухское озеро. На этот вечер рыбой обеспечил Ваня — щука и окуни. Созвонились с водителем, согласовали время забора нас.
Исток реки Домашняя
4.08.
Последний переход. Завтрак совместили с обедом и съели все перед выходом. По пути к пристани Лоушки завернули в губу М.Еловая — посмотреть старые шурфы. Шурфы есть, охраняются комарами. На антистапеле как раз успели поесть, просушить байдарки и почти полностью упаковаться, как приехал Андрей — немного раньше намеченного срока. Загрузились в «буханку», и минут через 20 мы в Лоухах. Затащились в зал ожидания, после чего большая часть группы отправилась в набег на магазин, стремясь срочно компенсировать потраченные в походе калории. За несколько минут до прибытия поезда вышли на платформу, Карелия на прощание решила промочить нас хорошим дождиком. Поезд подъехал, и мы философски смотрели, как мимо пролетает нужный нам вагон, но когда поезд остановился — решили все же до него добежать. В Петрозаводске заказали суши с доставкой к поезду, вызвав восхищение у попутчиков и ни малейшего удивления у курьера.
Группа на последней стоянке
Лоухское озеро
Небольшой итог.
Пройденный маршрут — по сокращенному варианту, после разведки отказались от подъема по Кювиканде и Сонреки, пройдя до Сонострова морем, но 190 км мы намотали (без учета разведок). В принципе, так или иначе все протоки можно пройти вверх — но желательно идти на одноместных судах, более длинные двойки иногда тяжеловато втискивать между камнями и деревьями, тащить одноместные проще. Надувные байдарки в таких походах предпочтительнее. И только так в Карелии можно попасть в малохоженные места. Современные байдарки весьма прочны, после всех негуманных тасканий груженого «Одиссея-480» по прикрытым и не прикрытым водой камням, а также по тайге, на дне обнаружилось только несколько косметических царапин, полученных возможно вообще не в этом походе. Ремнабор практически не пригодился — на все три байдарки была одна пробоина в начале маршрута, что впрочем - не повод его не брать. Старые карты ГШ — хороши в плане рельефа и некоторых обозначений, с других карт убранных, отмеченные дороги и просеки надо проверять по спутнику — многие заросли. В плане дорог — лучше смотреть ОСМ, все что было там отмечено по маршруту — нашлось по факту. Гармин удивил отсутствием о. Соностров на карте, несуществующими дорогами и неправильно отмеченными протоками.
Автор: Алексей Монахов
Вид туризма: Водный
Год: 2017
Регион: Карелия