Шуерецкая - Белое море - Кузова - Соловки - Кузова - Кемь.
Шуерецкая - Белое море - Кузова - Соловки - Кузова - Кемь.
Шуерецкая - Белое море - Кузова - Соловки - Кузова - Кемь. 2012 г.
- Вступление
Идея походить по морю не только один день после выхода с реки зрела уже давно. Но все время натыкалась на сомнения в команде типа «а вдруг шторм?», «а как с пресной водой?», «а вдруг ветер?» и прочее.
В прошлом, 2011-м году, походив после Керети, в одиночку, в тот момент, когда команда матросила на острове, один день в районе о. Сидоров, лично мну стало понятно – хочу и все! Это раз…
И если команда не хочет, то в одиночку. Тем более, прочитав свежачок про «кругосветку» Андрея Дубовского, стало понятно, что все более чем реально. Это два.
- У Андрея - двушка Викинг-4.7 и вполне мореходный, одновременно в меру безопасный в шквалах, парус на качающейся мачте. Викинг не тонет и вполне переворачивается обратно, если что. Ну при соответствующей подготовке себя и снаряги. А готовился Андрей, как я понял - два года.
А что имею я?
А имею я ОДИССЕЙ, под море как будто бы тоже заточенная лодка, с которой я не представляю, какой надо вал прохлопать или в какой шторм влезть (и зачем?), чтоб его перевернуло. А если и перевернуло, то он обратно эскиматрасится на раз.
Монобалонные образцы уже испытаны на СкиТульце-2012. Рекорд скорости в классе надувных каяков. Не помню чей :)
А первая ласточка этой модели, еще опытная, двухболонная, уже проверенна и на на Карельской Писте, и на марафоне ПрАгулки-2011, и как бы на пределе WWдля надувастика – на Кодоре-2011. По результату всех предыдущих испытаний и чисто ИМХО - это самая проблемоустойчивая на сегодня лодка в классе штевневых однокорпусных лодок. Не боится переворотов и заливов водой. Опен-дек и самоотлив в одном флаконе со штевнем. Уникальная едреная наносмесь. Лодка-бомба! Одиссей-2012 это плод совместных усилий:
а. автора навязчивой идеи совместить несовместимое
б. главного конструктора ВВ, все это гениально совместившего
в. директора ВВ, смело пошедшего на затратные ОКР
г. Питерской школы монобалонного лодко-строения
Мореходность Одиссея проверялась на Писте в сравнении с Викингом 3.4. Вердикт - маршрутные скорости как минимум одинаковы.
- Вдобавок - в стадии первых испытаний имется легкий качающийся парус. Терра-инкогнита. Директорский экземпляр. Испытан тупо на попутном ветре … И ясен пень, что вперед он едет... Вперед любой кусок тряпки везет любую калошу. И ясен пень, придется (и пришлось в пять подходов) доводить его «по месту напильником».
А еще я имею давно засевшую мечту доплыть до Соловков в автономе. Чисто как из пункта А в пункт Б. И если в 2007-м году мы Б. Соловецкий остров объехали по кругу на велосипедах, то воднику сам бог велел оплыть его на лодке.
- Стало быть вырисовывается схема путешествия – Материк – Кузова – Соловки – Материк – дальше вдоль берега на север к Чупе. Единственное, что напрягало, это сам факт пересечения пространства в 20 км от Кузовов до Соловков. По дороге там есть маяк на осторове, но смущала вероятность «промахнуться». И, кстати, правильно смущала... Но об этом мну решил подумать непосредственно уже на Кузовах, когда мореходность комплекта мну+ОДИССЕЙ будет ясна. К тому моменту многое будет понятно. И «тренировочные» куски по 6 км открытой воды будут. И с поисками пресной воды «потренируемся».
Ближе к делу…
К концу этой бурной, как обычно, весны, усугубленной «повышением квалификации» в родео, мой кличь в команде типа «кто на море?» так и остался без ответа.
И проект двухнедельного плавания по Б. Морю в район Соловков и дальше на север, скока получится, переродился в проект соло-путешествия…
И освободилось две недели с 22-го июня, а уже 14-15 июля нас пригласили на новичковые родео-сборы, организуемые АБВ на пороге Б. Толли (Ю.Шуя). Пришлось освобождать и третью неделю.
И приглашенный ранее Серега-Флай вдруг отциганил на работе неделю. Но идти он готов при условии, что будут пороги.
И вот тогда и склеилось: разминаемся неделю на С. Шуе с Серегой, а затем уже мну один - две недели – проект «Шуерецкая-Кузова-Соловки-Кемь - и дальше на север скока выйдет», и сразу «тепленьким», не возвращаясь домой - на Ю. Шую. Нон стоп. Ну да - весь сезон такой.
***
Первая часть этого путешествия, Северная Шуя, в режиме от «мало воды» до «много воды» прошла вполне по плану и вот 30-го июня, в 9:20 утра, посадив в поезд Флая и Олю, мну остался на перроне станции Шуерецкая. Один... Очень странное ощущение... Новое. Снова новое. Импрешшины Писты-Кепы-Кеми-2010 в одиночку уже как-то стали забываться.
30.06.12
День первый. К морю.
Пока вернулся в замаскированный лагерь, пока поел и собрался, пока доволок все до воды…
Вышел в 11:30.
За 2:40 с перекурами дошел до мыса «Федькова Гора». На "море" ветер встречный боковой умеренный. Прошел 10 км. Устал с недосыпа. Ибо ж удовольствие первей всего и никто не гонит. Погода совсем встала на прохладно, ясно и ветрено. Пришлось залезть внутрь леса. На берегу дует неуютно. «Белые» сразу окружили и напали. Поэтому на обед грибы с чечевицей. И пiчка Бонда в условиях изобилия сухих щепок и веток. Пока то, да сё, море «ушло» метров на 300. Посчитал. Получается, что выходить завтра со стоянки надо не позже 6-ти утра. Встать в пять, позавтракать, скрутить лагерь в погоню за убегающей водой. Иначе ждать до часу, а то и до двух часов дня. Про такой режим я как-то не задумывался. Теперь с этим придется считаться. А я-то наивно полагал, что только погода и расстояния будут моими ориентирами. Море, понимаешь…
01.07.12
День второй. На Кузова.
На завтрак доел вчерашние грибы и, пожалуй, пока на них табу. Уже 4 дня подряд грибы. И в неимоверных количествах. Галя-Галя была чисто для разнообразия…
Как ни старался, а встал то в 5:45 и вышел в 6:45. Еле успел. Вода уходила прям из под лодки. 6.30 – максимальная скорость отлива. Впору было петь «Я стою на катере, нет воды в форватере…». Вся губа Шуи это, практически полностью осушаемая в отлив, летораль. Идти к морю разумно за час до максимума и до за два/два с половиной часа до минимума. Иначе, либо перегребать течение, либо тащить километрами по воде в 5 см пешком, утопая в иле по все, что угодно… А какое оно, реверсивное течение, я узнал позже, на северном берегу Соловков. А если «повезет», рыбаки говорили, мотор не помогает. Это конечно в узостях меж островов.
Море встретило мну конечно же именно восточным, боковым, самым неудобным ветром. Отмотал правую руку.
Мы с вами счастливые люди, господа! Весной я с родео-маньяками был в Тивдии на реке Тивдийке. Этап кубка России по родео на бурной воде. Очень бурная она случилась этой весной. Под мостом в деревне – игровой перезаходной вал «Авиатор». 1.5 метра. Амплитуда стало быть – три. Жуть, когда он взлетает над тобой во всей красе. А родейничег-то в длину всего 1.80. И ничего. Тока не б-б-аяца!
А на море под тобой 3.40-3.70 метров длины надувной конструкции, которой пофигу, что вал накрывает. Как накрыло, так и утекло. Так у мну случилось всего два раза. Море прислало пару типа таких «Авиаторов» с шапками. От первого дух конечно захватило. Второй уже был встречен визгом восторга. Короче, если не наглеть, то параметр «а вдруг шторм» для наших с вами лодок, мягко говоря, не критичен. Конечно, одиночное плавание, вещь глубоко порочная и вынужденная, но проблемы серьёзной волны на самоотливном оупендеке просто нет! Есть просто задача - разуть глаза и понять, что если что-то не как обычно - не удалятьсяот берега. Это не трудно.
И на всякий случай надо уметь, что не сложно, без проблем переворачивать обратно груженую лодку.
И не забывать про спасжилет и гидрик теплоизолирующий. Не Багамы...
********************
Сегодгя таки опробовал новый парус от ВВ. Опытный образец. Лажа. Лажа, как практически всегда все первое. Просто это надо понимать. Это не прерогатива ВВ. Это всемирный закон. Парус «не стоИт!». Попробую переделать.
Когда обедал на каком-то острове, рядом плавала тушка кита-белухи, убитого винтом. Цивилизация и любопытство не ужились…
На другом острове, на перекуре, мимо проплыла пара котиков. Тоже – любопытство…
За день наплавал 13-ть(!) часов с обедом. Дошел до о. Немецкий Кузов. Всего 29.600 км. «СкиТулец», только без течения и со «сбоку-в-морду-виндом». На ужин - заначенное пиво и сухари типа «Емельки». Больше ничего не хочется…
К вечеру встала погода и выглянуло солнце. Идилия и поле отливной литорали. Рядом бухта с экскурсантами на Кузова. Говорят – тут сейды и все такое… И вообще, оказывается, что Кузова, это типа нац-парк. Устроено по русски. Пляж арендован. На нем устроен родник и туалет. И берут деньги. Все. Ни охраны, ни информации на месте.
Отсюда, по плану, бросок на Соловки через маяк. 20 км по самому короткому. Сегодня я как-то сомневаюсь. Прям сразу не катит.
И вообще – не хочу думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра. Кто-то мудрый сказал…
А завтра, для прочистки мозгов – дневка с пешингом.
02.07.12
День третий. Немецкий Кузов. Дневка.
Сходил на Немецкий Кузов. Смотрел на Соловки и маяк. Маяк – промежуточная точка по дороге туда. 12 км. до маяка и 8 уже до Соловков. Маяк виден. Виден и с воды. И будет виден. Погода вроде ясная. Предупреждений/примет на ухудшение погоды не видно. На горе фиерия новодельных сейдов. Старых нет и в помине. Ну или они в недоступных для «экскурсантов» дебрях.
Узнал у народа на пляже прогноз на сегодня и завтра. Завтра ясно, а сегодня будет дождь. Пришел в лагерь, поставил тент. И пошел дождь. Прогноз, воистину прогноз.
Во время дождя мой лагерь посетил местный товарищ, по совместилельству он байдарошнег-гид и научил, как надо тактически спланировать переход на Соловки на веслах. Хитрость в том, чтобы подгадать на большом переходе начало конца отлива или прилива. Чтобы во время подхода к маяку скорость течения была минимальной. С учетом инерции. Есть такая штука оказывается. Большое ему спасибо. Что характерно, осмотрев ОДИССЕЙ, он обронил фразу:
– На надувашке ВООБЩЕ без проблем (скептики, толкующие про "сдувание" надувастиков, это сказал помор, всю жизнь здесь ходящий!), а если что - просто повернуть обратно...
И еще, до кучи - он водит на Соловки группы на каркаснегах. После этого, оптимизма у мну добавилось, хотя два отрезка по открытому морю в 12 и 8 км немного напрягают. Теперь просто чисто физически.
Для «отважного» отступления модернизировал парус. Вроде «стоит»…
На ночь глядя расчитал время старта.
03.07.12
День четвертый. На Соловки.
С Немецкого Кузова отплыл в 9.00. Погода ясная, ветер спокойный. Боковой. Через переход пристал у Алешкинского острова и попробовал поднять новый вариант паруса. Все таки «не стоит»…
В 10.00, строго по плану, за два с половиной часа до минимума воды стартую к маяку, который хорошо виден. Боковой ветер и течение друг другу мешали, но все равно, стартовав с Ю/З, уже приблизившись, на маяк заходил почти с С/З.
В 13.00 лодка коснулась скального берега бухты на северном берегу острова с маяком. Маяк в близи – серьезное сооружение. Остров голый, но при случае в маяке можно и пересидеть. 2 часа дал себе на «посмотреть» и обед, и вот, пора. На Заяцкие острова. Туда как раз сподручно по ветру и течению. Когда выходил с острова – на горизонте просматривались отдельные лиловые дождевые тучи…
… которые почти у берега догнали с неожиданно налетевшим шорохом ливня. Прикольно. Жах! И мокрый. «Мяу» сказать даже не успел.
В 16.50 лодка ткнулась в Малый Заяцкий остров (7ч. 50м. со старта). Это заповедник и поэтому, далеко не заходя, полчаса на отдых и переодевание. Идальше по проливу между двумя Заяцкими островами путь на собственно Большой Соловецкий остров. Глубины в проливе мало (в отлив - вообще думаю будет перешеек сплошной) и пришлось потолкаться.
Еще немного и «Соловки, сэр!». Мыс Западный Печак. Время 18.55 и 9.55 от старта.
Дистанция 29.4 км. Снова «СкиТулец»…
Очень повезло со временем приплызда. Еще пара часов и тащиться бы до берега по мели метров 300...
Опись наличия всякостей на этом месте:
Летораль неслабая, МТС и выброшенный морем мусор, дожди улетели, мошки по прежнему немеренно, но ДЭТА рулит.
04.07.12
День пятый. Соловки. Против часовой.
Ясное утро. Жизнь по расписанию приливов. До 10.30 надо выплыть. Летораль в отлив выглядит непреодолимо… Понежиться не получится.
8 километров до обеда по чисто боковому Ю/В свежему ветру – жесть. Полтора часа с перекуром. В конце - награда в виде закрытого от ветра пляжа и ручей с пресной водой. Ручей вполне угадался по навигатору. Обед. Просто не от голода, а от невозможности плыть. Правая рука опять отмоталась напрочь. Поставил в теньке палатку и поспал пару часов.
После обеда, не смотря на общий поворот курса влево, ветер стал совсем встречным. Тюлени попадаются на каждом мысу. Дамба, красавица и чудо природы, встретила попутным течением, хотя не должна была. Вероятно это был эффект ветрового нагона. В проходе под ней случился типа порожек даже. Ветер перестал быть таким назойливым. Чуть погодя вошел в «ворота» между островами Б. Соловецкий и Муксалма и впервые серьезно прочувствовал, что такое течение. Погрести пришлось от души. А на самом урезе был просто спурт. А это было уже после максимума прилива. То есть вода почти остановилась. Даже шум текущего моря стал различать
Встал довольно поздно на мысе Урочища Горелого у триангуляционной вышки,спрятав палатку за деревьями. Ковер из мха добавил уюта. МТСа тут уже нет. За день прошел 18.5 км. Ленился.
05.07.12
День шестой. Соловки. Тучи-ясно-штиль.
Наконец вроде «поставил» парус, но сильный боковой встречный ветер опять не дал им воспользоваться. Зато почти нет сноса кормы! Но я все равно его заставлю работать…
Котиков, по прежнему, как кошек в деревне.
К вечеру разразился штиль. Это очень странное ощущение. 12 дней воды с порогами и волнами и вдруг, оказывется, так бывает, что ни дуновения. Море - идеальное зеркало.
За день за 9 часов с обедом прошел 23.5 км. Встал на мысу Перечнаволок.
На закате небо и море стали совсем сумашедше-нереальных цветов. Штиль продолжается. Стало даже жарко. В 11 вечера… Я не предполагал, что завтра в это время в голове будет совсем другая забота…
Завтра, по плану, к отливу надо подойти к Мысу Белужьему. В это время там «фестиваль» белух. А потом точка принятия решения - идти на материк или вариант.
Но по любому, к 14.30 (min воды)-16.00 надо быть на Белужьем.
06.07.12
День седьмой. Гонка на «фестиваль». Летораль. Вода. На Кузова…
Ну и денек. Сам собой случился личный рекорд ходового дня. Четырнадцать часов. На ПрАгулке-2011 мы с Игорем нагребли и набегали 13:30. А тут как-то само все случилось…
Сначала, против ветра и желания поспать, доплыл до Белужьего мыса и успел на белужий «фестиваль». Зрелище еще то. Привык, что море рядом пустое. А тут жизнь кишит и не убегает. Сначала смотрел с вышки. Но особенно интересно стало, когда в конце тихо сам выплыл на этот пятачок и встал рядом. Лодка цвета белух вероятно их не пугала. И в 10-ти метрах от меня регулярно всплывает десяток тушек и все громко выдыхают… Постоял немного. Когда подошло время, все кончилось, как по команде. Они просто перестали появляться. Вода поднялась выше уровня, который им удобен чем-то.
Затем пришло время и мне поесть, для чего пришлось пробиваться к берегу рядом, поскоку на мысу хозяйничали чайки и сильно досаждали. Пока плыл/толкался/уворачивался к берегу, сзади мелькнул п/э сияк. В последствии я нашел отчет. Тоже одиночка. Шел от пристани к Белужьему. Время и место совпадают. На огромном просторе мы разминулись на 300 метров...
На обеде закончилась вода и поев, мну сразу, опять же, с помощью навигатора нашел на берегу ручей.
А когда вернулся к лодке, то посмотрел на небо. А оно чистое-пречистое, до самого горизонта. Без сюрпризов на ближайшие 6 часов. А ветер ровный-ровный, умеренный…
Значит можно.И нужно. Пора. И с начала на маяк.
10 км махнул за 2 часа. Причалил в 22:00. Там поел, передохнул и переоделся по весеннему. На все час. Наконец удалось сфотографировать котика на берегу. Ветер был на отнего и котик меня не слышал.
В 11 вечера отчалил в сторону Кузовов. А в районе полночи, как раз самое сильное течение случилось отливное. И ветер типа южный. И они показали, кто в доме хозяин. В результате - сильный снос в право (на север). Картинка на навигаторе говорила, что с расстояния в 7 км мимо Кузовов, цели 6-ти км в поперечнике, я мажу на 1 км… Ну не трагедия конечно, но следующие острова еще в 6-ти километрах по курсу сноса. Но холодно, блин и вообще. На берег хочу вот. В общем, гребанул как учили в 3С. Крайний час рубился вообще как на СкиТульце. Перетрудил уже перетруженную раньше правую руку. Дошел в итоге в 3:30 до Б. Алешкинского острова. Едва-едва в него попал. В самый северный мыс. И то, только из-за умерившего свой пыл течения. 21.5 км за 7 часов с большим обедом. Итого за день – 33.440 км. Надувной звиздец. СкиТулец без течения, но с ветром и волнами :)
Мест для лагеря на Б. Алешкинском острове практически нет. Кое-как устроился на пятачке. Вытащил и привязал лодку. Джет-бойл и Галя-Галя – друзья уставшего путника. И 100 грамм. Спасибо Игорю, что занес эту «заразу» в нашу жизнь. Я про первые две… Прошло минут 40 и вот уже «кони напоёны, а хлопцы запрежены». А мимо море ТЕЧЕТ. Очень странное ощущение.
07.07.12
День восьмой. На материк.
Встал после вчерашнего поздно и вышел лишь в 14:00. За час дошел до северной оконечности Немецкого Кузова. Течение поиграло лодкой вволю. На Кузове приготовил в который раз парус и выплыл. И сразу дунул ветер. Боковой, чуть сзади самую малость. И получилось, что даже вспомогательная, на скорую руку слепленная конструкция + пара модернизаций + немного "головы" и плоскодонка без шверца идет куда надо! Праздник жизни! Доступны все «задние» ветра, вплоть до почти бокового.
3:30 плыл до обеда, из которых 2:30 под парусом, не гребя. Весло было рулем. Прошел 11 км.
1:30 на обед и 4 часа (против течения между островами) шел после. Парус работал иногда, потому как ветер периодически заваливался за «сбоку» на «едва спереди». Нагреб еще 11 км и доплыл до восточной оконечности Кемской губы. Что-то имени Октябрьской Рволюции. И еще «за угол», налево, что б стоять не на юру.Шикарный скальный уголок. Правда ровное место попалось только чуть в глубине залива. На небе закат, предвещающий плохую погоду, в отличие от последних двух, когда спокойные закаты предшествовали таким же спокойным дням. Отлив начался в 22:30.
Если дальше продолжать по плану и двигаться на север, то по пути завтра надо пройти сквозь Студеницы – залетораленный островной архипелаг. Выйти надо за час до максимума – в 8:50. Подъем в 7:40
08.07.12
День девятый. Ну и хватит…!!!
Ночью пошел дождь. На утро он не прекратился. Пришлось позвонить детям и спросить прогноз. Получил, что дожди каждый день, ветер северный. Получается, что придется рубиться через ветер и непогоду и приехать на родео-сборы на уже Южную Шую, на Б. Толли умуканым в конец. Не катит.... И стало быть – шабаш, приехали! Собраться и до пристани.
Напоследок море пошутило. Пока то да се, а вышел-то под отлив. А идти северной оконечностью п-ова О. Революции в низкую воду – неосмотрительно. В результате в самом его конце пришлось метров 20 пролезать по колено в иле к коренному берегу, где собрался и вызвал такси системы «Пуля». Это такая контора в Кеми. Пока дошел до дороги и купил пива – такси и подошло.
Через три часа после утреннего старта был уже на вокзале в Кеми. Вещи в багажку, билет в карман и в баню (пт, сб, вс до 22:00). Баня, как и прежде, без глупостей типа веник и простыня. Но жаркая.
На обратном пути из бани пешком, зашел на Кемские лбы - парк скал посреди города, и там, к своему изумлению, нарвался на спелую чернику. 9-е июля еще только. Вот те на! Приятный заключительный аккорд раннего летнего путешествия по Северной Карелии.
... Была мечта - увидеть море,
Где солнце зной дарует нам,
Где золотая на просторе
Скользит русалка по волнам.
Мечта сбылась - я там, где ветер
Уносит вдаль рыбацкий челн,
Но я бы мог прожить на свете,
Прожить без этих шумных волн.
Но я бы мог прожить на свете,
Прожить без этих шумных волн ...
Из песни С. Сургановой
Мечта сбылась, а дома ждут дети, любовь и работа..
Приятных путешествий!
Заметки на скорую руку
- Такой легкий парус вполне РУЛИТ, но только, как вспомогательная забава, и его надо подшаманить. Ну и серийно он нормальным не будет н-и-к-о-г-д-а. Потому как кл конс ВВ сказал, не ходя с ним ни секунды, что "и так сойдет, Майкл, ты все выдумываешь"...
- Руль. На море, да еще с парусом, он конечно напрашивается. Приблуда для его исполнения из весла кажется есть уже в каталоге ВВ. Но это для этих лодок,это игрушки для пляжа.
- Накидка на ноги. Холодно, когда по ЭТОМУ морю ночью да в ветер (правда никто не заставлял). Накрывашка из чего-нибудь водонепроницаемого, но легкого, чисто от стоп и до пояса. На крючках типа. Примитивнейший вариант – ветровка. Ну подсушить потом придется на ветру.
- Печку Бонда перевести б с «мизинцев» на «пальцы»...
- Джет-Бойл форева! Спасибо Игорь за эту "заразу".
По лодкам:
В Вольном Ветре сегодня есть три лучшие лодки для спортивного туризма:
1. Т или Тайга (самоотлив - дело интимное) для ровной и умеренной воды.
2. Одиссей для ровной воды, пространств и бурноводинга (в умелых руках).
3. Каньон-СПОРТ. Самое его место - надувная WW-мама и жесткий паводок.
Еще ньюансы:
Не забывать и смотреть на небо. 3-4 часа ничего "вдруг" не бывает.
Течение разгоняется до 7 км/ч в узостях и 3 км "посредине".
Минимум течения за 1.5 часа до и 1.5 часа после максимума прилива или отлива.
Расписание приливов ищется в сети на раз. В разных местах времена разные для внутренних морей. В зависимости от дальности от океана.
На всех почти островах и берегах на камнях в углублениях есть вода. Кипятить - ясен пень.
Уходя от лодки, предусмотреть привязку на веревку более 2-х метров. Но лучше вытаскивать. Долгое колебание по камням - протирание дырок.
Попутного ветра не бывает. Да и неудобен он.
Михаил (Zindolog) Левашов.
Автор: Михаил Левашов
Вид туризма: Водный
Год: 2012
Регион: Карелия