Армения. 1972 год
Армения. 1972 год
Мои путешествия
Армения. 1972 год
Предисловие
Отпуск по графику предстоял осенью. В бюро международного молодежного туризма «Спутник» достал путевку с 20 сентября в лагерь «Ласточка» в Ереване на 20 дней. До цели добирался самолетом Минск-Тбилиси (ТУ-134, рейс 7759), далее автобусом.
Часть 1. Отдых на озере Севан
В Ереване разыскал международный молодежный лагерь «Ласточка» (Норк, 3-я улица), расположенный на Норкской возвышенности в восточной части города. Отсюда открывается вид на город, который амфитеатром раскинулся на семи холмах, по берегам реки Раздан. Сам лагерь обнесен высоким глухим забором, часто осаждаемым молодыми ереванскими парнями. Ровная площадка на склоне, несколько невысоких зданий, спорткомплекс – все укрыто сенью высоких деревьев, в том числе много грецких орехов. В город с Норка можно спуститься на фуникулере.
На второй день после прибытия в Ереван нашу группу, в основном минчан, после небольшой вступительной беседы нацелили на завтрашний выезд на озеро Севан. Последняя декада сентября, естественный вопрос: «Купаться можно будет?». Ответ: «Русские купаются!».
Выехали вскоре после завтрака. Севан находится всего в 60 км от столицы, и через час подъехали к Севану - самому крупному высокогорному озеру Закавказья, расположенному на высоте свыше 1 900 метров над уровнем моря. Площадь его водного зеркала превышает 1400 квадратных километров, максимальная длина — около 70, ширина - до 25 километров. В озеро впадают 28 рек, а вытекает из него только одна - бурный Раздан, на котором построен каскад электростанций. Это неповторимое по красоте и величию озеро лежит в высокогорной котловине, окаймленной горными хребтами. Суровость окружающих гор смягчается огромной водной чашей, в зависимости от освещения меняющей свой цвет: в солнечные дни озеро голубое, а в пасмурную погоду темно-серое. Правда, пасмурно здесь бывает довольно редко, отличительная особенность этого района Армении — большое число солнечных дней, поэтому побережье Севана является зоной массового отдыха местных жителей и туризма.
Нас привезли на филиал международного туристического лагеря «Ласточка», расположенный на южном берегу озера, так называемом Гюнейском побережье. Высокие горы, окаймляющие побережье, защищают от северных ветров, что благоприятно влияет на его микроклимат. Кроме «Ласточки», здесь имеются Дом творчества писателей, дом отдыха, пансионат, пионерские лагеря, туристская база, которая стоит на северном берегу озера в 10 километрах от города Севан. Неподалеку от турбазы над гладью воды возвышается скалистый, во многих местах с отвесными берегами, полуостров Ахтамар. Там находится архитектурный ансамбль IX века - Севанский монастырь. От некогда крупного комплекса до наших дней сохранились два небольших храма, представляющие собой характерные образцы древнего армянского зодчества. Они сооружены из грубо обработанного базальта, их архитектура, лаконичная, лишенная какого-либо декора, органически связана с окружающей природой. Во время прогулок по озеру на быстроходном «Метеоре» мы знакомились с этими памятниками прошлого, слышали легенды, связанные с ними, любовались своеобразной природой здешних мест.
[ Легенда об Ахтамар - Два княжеских рода враждовали между собой. Но их дети полюбили друг друга. Парень каждый вечер в темноте переплывал Севан для встречи с любимой Тамар, а она разводила огонь, чтобы возлюбленный видел куда плыть. Но однажды родня девушки не дала развести огонь. Парень плавал в темноте, выглядывая огонь, но не увидел и утонул. Последними его словами были: «Ах, Тамар!»]
На озере отдыхали в течение восьми дней. Загорали, купались, Пляж песчано-галечный, вода холодная, пресная (!) – 16-17 градусов (при температуре воздуха до 300С). Даже рыбачили – на голые крючки ловились красивые рыбки – севанская форель, называется ишхан.
Вот он какой, Севан
Молодежный лагерь «Ласточка»
Прогулки на быстроходном «Метеоре»
Экскурсия в Севанский монастырь
Холодная водичка!
В таких домиках мы жили
Загораем на вершине хребта
Ишхан – севанская форель
Часть 2. Ереван
Отдохнув па Севане, возвратились на автобусах в Ереван в тот же лагерь «Ласточка». Дни пребывания в этом интересном и своеобразном городе были заполнены экскурсиями, знакомящими с его достопримечательностями, музеями, памятниками.
Ереван — один из древнейших городов мира. К юго-востоку от центра города расположен район Еревана, на территории которого находятся руины древнего города Эребуни, от которого произошло название всего Еревана. Каменная плита с урартской клинописью, найденная в юго-восточной части города, датированная 782 годом до нашей эры, гласит, что урартский царь Аргишти I заложил город и крепость Эребуни.
Величием бога Халда
Аргишти, сын Менуи,
Возвел эту крепость
И назвал городом Эребуни.
Отсюда и ведет начало город Ереван, торжественно отметивший свое 2750-летие в 1968 году. Раскопки последних лет выявило целый ряд светских и культовых построек. Эти урартские сооружения мы осмотрели, побывав на холме Аринборд, в цитадели, а также в музее «Эребуни», расположенном у подножия холма.
Композиционный центр Еревана — огромный овал площади Ленина, все здания которой (Дом правительства, Дом связи, гостиница «Армения», исторический музей) созданы по единому замыслу, в одном стиле. Вечерами здесь собираются ереванцы и гости города, чтобы полюбоваться красивыми фонтанами. Подлинное украшение Еревана — здание театра оперы и балета имени А. Спендиарова, облицованное серым гранитом. Его окружает тенистый парк с озером, в котором плавают лебеди. Всего в городе восемь театров. Гордость Еревана — Государственная картинная галерея Армении, где экспонируется около 16 тысяч произведений искусства. О богатой истории армянского народа рассказывают экспонаты Государственного исторического музея Армении.
Одна из центральных магистралей Еревана — проспект Ленина. Он замыкается массивным серым прямоугольником гранитного здания Матенадарана — уникального хранилища древних рукописей и книг. В городе немало оригинальных скульптурных памятников.
В западной части города на Цицернакабердской возвышенности разбит один из крупнейших парков города. В его центре на высоком горном плато над рекой Раздан установлен памятник армянам — жертвам геноцида 1915 года. Здесь зажжен Вечный огонь и звучит реквием колоколов в память о погибших.
На привокзальной площади встречает приехавших свободолюбивый богатырь Давид Сасунци с мечом-молнией, готовый освободить армянский народ, когда переполнится «чаша терпения». Эту легенду воплотил в камне скульптор Ерванд Кочар – вызвал к жизни народного героя, который оседлав своего верного коня, одним прыжком перескочил с Сасунских гор IX века в наши дни и опустился на постамент у ворот Еревана.
Вид на город с верхней станции фуникулера
Памятник Давиду Сасунскому
Матенадаран
Матенадаран – научно-исследовательский институт древних рукописей имени Месропа Маштоца, где хранятся больше половины дошедших до нашего времени армянских рукописей и книг. Здесь можно найти все, начиная от отрывков языческих легенд до памятных записей очевидцев трагедии 1915-1920 годов. Назван в честь Месропа Маштоца, одного из крупнейших ученых и государственных деятелей IV-V веков, величайшего и светлейшего деятеля из всей истории Армении. Он создал алфавит в 405 году, положивший начало письменности армян, который не подвергся никаким изменениям в течение тысяча шестисот лет. Открыл первые армянские школы, перевел на армянский язык Библию, написал первые стихи, церковные песни, первые учебники и научные трактаты.
Главный корпус Матенадарана
Памятник Месропу Маштоцу
Дом и музей народного творчества.
Находится в центре Еревана по адресу улица Абовяна, дом 64. В музее представлены экспонаты разных эпох армянской культуры - произведения художественной обработки дерева, металла, камня, ювелирного и гончарного искусства, ковров, вышивки и кружев. Формирование коллекции музея началось в конце 1930-х годов усилиями энтузиастов под руководством этнографа коллекционера Абетнака Бабаяна. Для нас, экскурсантов был очень интересен отдельный зал для художников - любителей, где представлены работы непрофессиональных мастеров – наших современников, для которых художественное творчество является одним из способов самовыражения. Среди них большие вазы, выполненные из химических пробирок, мозаичные портреты, композиции – натюрморты из мрамора. Восхищали несколько стендов микроминиатюрных скульптур деда и внука Тер-Казарянов, уже известных всей стране.
На стенах зала много картин, но особое внимание обратили на портреты полярного исследователя Фритьофа Нансена (!?), неизвестного пожилого военачальника и очень красивый бюст Саят-Нова. Экскурсовод рассказала нам подробно об этих экспонатах:
Весной 1915 года турецкие палачи выселили с родных мест и уничтожили около двух миллионов армян. Оставшиеся в живых, чудом спасшись от истребления, бежали в другие страны, разбрелись по свету. Больше всего армян осело в Ливане, Сирии, Франции, Египте, Греции, Иране, Северной и Южной Америке. После событий 1915 года лишь горстка армян осталась в Восточной, русской Армении – десятая часть народа на десятой части родной земли. Но только в 1924 году рассеянные по многим странам армяне, спасшиеся от геноцида 1915 года, смогли получить документ, позволивший беженцам без гражданства помочь найти приют в других странах. Этот документ – нансеновский паспорт, предусмотренный для лишённых гражданства лиц, и ставший первым переездным документом для беженцев, был разработан в 1922 году знаменитым полярным исследователем, норвежцем Фритьофом Нансеном - комиссаром Лиги Наций по делам беженцев. Нансеновские паспорта получили около 320 000 армян, спасшихся от геноцида 1915 года, и поэтому благодарность народа полярнику безгранична.
Генерал Андраник (1865—1927) - деятель армянского национально-освободительного движения, национальный герой армянского народа. Участвовал во многих боях с турецкими регулярными войсками и курдскими разбойничьими бандами, защищая население Западной Армении от их посягательств. Проявил личное мужество, незаурядные способности военачальника. Еще при жизни Андраник — один из наиболее любимых героев армянского народа, о нем народ сложил много песен, в Советской Армении именем Андраника названы площади, улицы, школы в городах и селах, установлены памятники.
[Из книги Г.Эмина – «Семь песен об Армении».
Поэт, композитор, музыкант Саят-Нова писал стихи, сам сочинял к ним музыку и сам пел свои песни - стихи, сопровождая их игрой на скрипке востока— «кямани». Причем делал он это... на нескольких языках. Армянин по рождению, он прекрасно владел пятью языками: армянским, грузинским, турецким, персидским, арабским. И еще одним языком владел он - вечным и доступным всем людям языком песни, с которыми он был, есть и вечно будет на всех кавказских пирах и в сердцах влюбленных.
Сын бедного плотника ткач Арутюн рожден был гением. Он победил всех знаменитых гусанов своего времени и стал придворным поэтом грузинского царя Ираклия Ц.
О чем мог еще мечтать простой ашуг? Но человек феноменальных способностей, тонкий и мудрый поэт и композитор, выразитель души и чаяний народа, Саят- Нова страдал от тупой, полной чванства и зависти атмосферы двора и часто подвергался обидам и преследованиям за свой свободный и гордый нрав.
Однако величайшим из его страданий была дерзкая любовь к сестре царя Ираклия княжне Анне, которой посвящены лучшие песни Саят-Нова:
Скажу-ты шелк, но шелк года погубят;
Скажу-ты тополь, тополь люди срубят;
Скажу-ты лань, про лань все песни
трубят.
Нет слов, слова со мной в раздоре, прелесть!
Скажу-цветок, -гора взрастила, скажут;
Скажу-алмаз, -земная жила, скажут;
Скажу-луна, -ночей светило, скажут;
Ты солнца свет таишь во взоре, прелесть!
Завистливым соперникам удалось раскрыть тайну высокой и несчастной любви поэта. Анну выдали замуж за какого-то князька, а Саят-Нова, этого пылкого, жизнерадостного поэта, обрядили в черную рясу и сослали в Ахпатский монастырь.
Нет хода истине моей,
В народе расплодилась ложь!
с болью бросил Саят-Нова в лицо своему веку, оставшись, однако, великодушным и незлобивым:
И пусть подносят желчь тебе-
Ты сахар дай, Саят-Нова!
«Слуга народа», как он сам назвал себя в одной из песен, Саят-Нова в этих строках выразил главную черту армянского народа, который от бесчисленных бедствий не озлобился, не очерствел, остался добрым й отзывчивым, готовым жертвовать собой ради других. Он остался верен идущей из веков молитве армянских матерей:
Пусть прежде всех поможет господь
Всем дальним странникам, всем больным,
Пусть после всех поможет господь
Тебе, мой бедный изгнанник, мой сын.
Еще до ссылки в монастырь Саят-Нова, думая о путях спасения родного народа, написал обращенную к нему знаменитую песнь-послание: «Возлюби письмена, перо возлюби, книгу возлюби». И до сих пор слова эти золотыми буквами сияют на стенах школ, библиотек, книжных магазинов.
По решению Всемирного Совета Мира, юбилеи Саят-Новы широко отмечают во многих странах мира. Именем Саят-Новы названы кратер на Меркурии, посёлки, улицы в Ереване и Тбилиси, школы, творческие коллективы.]
Саят-Нова
Вазы из химических пробирок. На стене портрет генерала Андраника
Фрукты из мрамора
Мозаичный портрет из камешков
Микроминиатюры Тер-Казарянов
Реставрированные объекты крепости Эребуни
Изображение бога Халди, настенная роспись храма
Восстановленная стена храма бога Халди с настенными росписями
Памятник жертвам геноцида 1915 года
Вечный огонь памяти народной
Часть 3. По историческим местам Армении
Эчмиадзин
Судьба Еревана сложилась так, что в городе до настоящего времени почти не сохранилось памятников архитектуры прошлого, но зато его окрестности изобилуют редкостными постройками прошлых веков. Прежде всего, это Эчмиадзин в 20 км от Еревана - один из древнейших городов Армении (основан в IV веке). Он сыграл важную роль в истории армянского народа. В нем жили и творили крупнейшие ученые, поэты и художники средневековой Армении, находились хранилища книг, театры, дворцы, храмы. До наших дней сохранились здесь старинные памятники архитектуры. Самый древний из них - кафедральный собор IV века свидетельствует о высоком уровне архитектурного и инженерного искусства строителей древней Армении. Собор в Эчмиадзине – не только главная армянская святыня, но и резиденция нынешнего Каталикоса всех армян Возгена I.
Собор поражает своим великолепием, он отличается богатством внутренней росписи, в нем много орнаментов, изображений ангелов, и, кроме главного алтаря, имеются еще пять. В Эчмиадзине хранятся самые главные святыни армянской церкви – святой крест и святое Евангелие. Корме того, в музее монастыря представлено много христианских святынь, в том числе:
- самый тяжелый экспонат - сосуд емкостью 70 литров для масла мирры. Оно освящается в Эчмиадзине и распространяется во многие армянские церкви;
- фрагмент Ноева ковчега;
- наконечник копья «Святой Гегард», которым, по преданию, пронзили распятого Христа, чтобы проверить, жив ли он еще.
На территории, прилегающей к собору, много хачкаров - архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную плиту с резным изображением креста - характерных только истории и традициям армянского народа.
Кафедральный собор Эчмиадзин
Хачкар у Эчмиадзина
Самый большой хачкар
Ка́федра каталикоса
Главный алтарь
Уголок в музее монастыря
Сосуд емкостью 70 литров для масла мирры
Наконечник копья «Святой Гегард»
Звартноц
Неподалеку от Эчмиадзина мы осмотрели руины храма Звартноц, сооруженного в VII веке и разрушенного землетрясением спустя три столетия. Сохранившиеся отдельные его детали (базальтовые колонны, капители, плиты с высеченными на них гроздьями винограда и плодами граната) говорят о том, что храм явился принципиально новым словом в архитектуре того времени. Он имел круглую форму, был величественным, необычным и красивым.
Собранные детали храма Звартноц
Сардарапат
Недалеко от границы с Турцией, в 55 км от Еревана и в 10 км от города Октемберян (прежнее название Сардарапат), расположен Мемориа́льный комплекс «Сардарапат», возведённый в честь победы армянских вооружённых отрядов и народного ополчения над регулярной турецкой армией в 1918 году. Мемориал построен в 1968 году непосредственно на месте сражения, на возвышенности, где были захоронены участники битвы.
Мемориал занимает большую территорию. На входе скульптуры крылатых огнедышащих быков высотой 8 метров. Пройдя между ними, можно попасть на просторную площадь с возвышающейся колокольней-звонницей и оттуда на всю территорию комплекса. Колокольня-звонница возведена на месте захоронения павших бойцов Сардарапатской битвы и имеет общую высоту до 35 м. В каждой арочной створке подвешено по одному колоколу. За колокольной площадью начинается аллея героев - скульптуры пяти бесстрашных и величественных орлов (высотой до 6 м), с гордо поднятыми головами и устремлённым вдаль взором. Первоначально по проекту орлы были обращены в сторону южной границы Армении с Турцией. Однако после официального протеста турецких властей авторы повернули орлов в сторону армянской территории. Аллея ведёт к центральной композиции памятника — мемориальной Стене победы.
Стена победы имеет высоту в центре 7 метров, по краям — 9 метров, и ширину 55 метров. Внешняя, выпуклая южная сторона стены, ориентированная в сторону государственной границы Армении, посвящена батальным сценам Сардарапатского сражения. Запечатлены образы солдат, артиллеристов, ополченцев, женщин и детей, подносящих снаряды и боеприпасы, священников, ведущих в бой армянский народ. С левой стороны высечена по всей высоте стены рельефная фигура «Матери-Армении», призывающая на смертный бой с врагом и самой встающей на защиту Родины. В мемориале увековечен воинский дух и неукротимая воля к победе, проявленные армянским народом в битве с турецкой армией. Он стал одним из значительных культурных и исторических достопримечательностей Армении, где проводятся различные народные и государственные мероприятия, концерты и торжества.
Аллея героев
Стена победы (левая сторона)
Экскурсанты празднуют
Гегард
В живописном ущелье среди сурового и прекрасного хаоса седых базальтовых скал, среди каменных уходящих ввысь диких башен, стоит пещерный монастырь Гегард (XII—XIII века). Этот уникальный архитектурный комплекс, состоящий из церквей, притворов, келий и усыпальниц, вырублен в сплошной скале. Во внутренних помещениях высечены барельефы диковинных животных, благодаря игре света каменные изваяния как бы приходят в движение: кажется, что они скалят морды, шевелят хвостами.
В годы иноземных нашествий Гегард превращался в грозную крепость, стойко отражал нападения врагов. Но время пощадило его, он дошел до нас практически в неизмененном виде. Находится всего в 40 км от Еревана, открыт для посещения туристов.
Монастырь Гегард
Монастырь Гегард в ущелье горной реки Гохт
Вырубленные в скале монастыря часовня и хачкары
Использованная литература: 1. Лупандин С.А. и Пеунов В.Г. «Туристские путешествия по СССР» (Кавказ – Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР…), М., Профиздат, 1978г. 2. Эмин Георг «Семь песен об Армении», Из-во «Айстан», Ереван, 1970г. 3. Туристская схема «Армянская ССР», Москва, 1963г. 4. Туристская карта-путеводитель «Ереван», Интурист, 1968г.
Эрнст Шендорович.
Автор: Эрнст Шендорович
Год: 1972
Регион: Кавказ