Дальний Восток. 1971 год
Дальний Восток. 1971 год
Дальний Восток. 1971 год
Предисловие
В зимний сезон 1969-1970 гг. на Камчатке и Сахалине автомобильное движение было полностью прервано на две недели из-за сильных снежных заносов. Для изучения проблемы на местах я был направлен на Дальний Восток. В руках у меня командировочное удостоверение на 30 дней в Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Красноярск (!)
29 августа
Ночная Москва проводила нас во время. Правда, в самолете мест не хватило на всех, имевших билеты на этот рейс. Взлетели в 3.13 на ИЛ-18. Ноги не вытянуть, но летим! До Челябинска 2 часа 45 мин, прилетаем солнечным утром, температура + 5 С. До Красноярска 3 часа 5 мин., тепло, + 18 С. Полно народу, много студентов с яркими нашивками ССО. Еще 3 часа 40 мин. до Якутска. Там темно, + 7 С, местное время 22.30. Задержка рейса до 1.00. В аэропорту грязно, негде присесть. Много пассажиров ждут задержанные рейсы. Пара молодых якутов в объятиях – как французы! Занялся обменом значков (белорусских взял с собой достаточно), убил час.
30 августа
Вылетели, как и обещали, в час ночи. До Петропавловска 3 часа 20 мин. На подлете к аэропорту за бортом снежные шапки вулканов в облаках. В Москве 22.38, здесь – утро, весь полет занял 19 часов 25 мин. Погода сырая, мрачно. Пограничники проверили документы. В автобусе добираемся до города. Везде обычная зелень, такие же машины на шоссе. Но вот показалась большая бухта, окаймленная сопками – это уже не- повторимо. Зато повторимы нудный дождь и хождение по гостиницам в поисках места для проживания. Зашел в две организации, приняли хорошо – наш снегоочиститель отличный. И с какой энергией взялись помочь мне устроится! Весь отдел материально-технического обеспечения сидел на телефонах, убеждая, уговаривая, добавляя от себя кое-что для пущей важности. Это Валентина Васильева с приятным открытым лицом, и Левин, и Коноплев, и остальные сотрудники. На машине завезли меня в межрейсовый
дом отдыха моряков. Отсюда открывается чудная панорама Авачинской бухты и порта. Вечером все корабли в огнях, освещая вокруг воду серебром. Поселили в 2-х местный номер. Мой сосед пока на работе, но он, видимо, альпинист – сушится туристское снаряжение, в углу ледоруб, трикони и проч. «Если вы настоящий турист, вы должны побывать в долине гейзеров…» - реклама в бюро по туризму, куда я заглянул, когда искал гостиницу. Увы, по срокам не получится.
31 августа
Теория относительности подтверждается. Здесь я еще на 9 часов старше. Смена часовых поясов сказалась, поэтому с 4-х утра уже не спал. За время до подъема мысли все время о порядке действий по работе. На улице дождь стучит по подоконнику.
Первая встреча со снегоочистителем Д-902, изготавливаемым Минским заводом «Ударник», в гараже у Сапун-горы. Все сопки здесь имеют название, я живу у Красной. Затем судоремонтный завод. Прохожу бухту по понтону, затем пирс, вдоль которого более десятка кораблей. В доке подняты 3 судна, в т.ч. один военный. Такая палитра красок, что очень хочется сфотографировать – уж очень необычная для сухопутного человека обстановка. Начальник гаража новый, вообще, здесь все «временные» - на 1 год, и на 4, и на 15, все рассчитывают заработать и уехать на материк. Снегоочиститель хороший и отношение ко мне, представителю предприятия-изготовителя, соответственное. Начальник гаража и водители старательно вспоминают мелкие неполадки. Свозили меня к военным, где тоже есть «ротор». Дороги здесь по сильно пересеченной местности – крутые подъемы, спуски. Посетил Управление автодорог – несколько тесных комнатушек, Камчаткаснаб – затерянный домик на глухой уличке, Спецавтохозяйство – на окраине в железном вагончике. Город строится медленно, все доставляется пароходами. Перебои с горючим, вечная нехватка материалов.
Зашел в фирменный магазин «Рыба». Почти все названия рыб для меня новые. Есть балыки, рыба жареная, мороженная, рыба в кляре, консервы. Попробовал бутерброд с чавычей – красная рыба, тает во рту.
В книжном магазине литературы о Камчатке мало. Открытки с видами Долины Гейзеров, о вулканах – ничего. Поэзия, искусство, проза представлены в большом выборе.
На многих улицах продажа фруктов и овощей – сливы, персики, груши, виноград, помидоры по 2÷2,5 руб. В микрорайонах базарчики – цветы, овощи, ягоды, грибы, похожие на опята.
Начало учебного года – студенты собираются на уборку картофеля.
В центре три улицы-террасы, соединены многочисленными лестницами. На нижней улице нескончаемый поток машин.
Группы туристов и шабашников-строителей ходят по центру, покупая сувениры. Есть красивые шапки из камуса – мех с ножек оленя. На углу магазинчик, где очередь за шкурками – все же Север.
1 сентября
Специально лег попозже и чуть не опоздал в автохозяйство на Сапун-горе. Вода в бухте под лучами солнца бирюзовая, горы в утренней дымке, а корабли стали многоцветными – прекрасный вид, снимаю прямо через открытую форточку.
Беседы с водителями дают больше пользы, чем с начальством, которые сами за рулем не сидят. Провел несколько интересных часов в конторе дорожников. Все с охотой рассказывают о снеге и машинах. Зима с октября-ноября по июнь в тундре и снег здесь – враг № 1. Ездил на дорожный участок в Коряки, дорога идет вдоль реи Авача. Видны следы разрушительных действий паводка. Начальник участка Карпенюк предложил съездить в Мильково (300 км), «…на настоящую рыбалку, …посмотришь, как мой сын икру разбрасывает…» - страшно заманчиво, но суббота и воскресенье одни.
Вечером гулял в парке. Памятник батарее Максутова, защищавшей город от англо-французского десанта в 1854 году. Неожиданное знакомство с сотрудниками ТИНРО и командой судна «Дельфин». Шашлыки на берегу океана. Беседа с капитаном Ильей Романовичем о моряках. Чуть не оказались на борту корабля, уходившего в рейс на 3 месяца. Проводили команду, искренне пожелали счастливого плавания.
Прогулка по берегу в этот чудный вечер – сплошная романтика.
2 сентября
Опять великолепная погода. Полдня провел в Управлении у дорожников. Карпенюк в ударе, все меня агитировал, с удовольствием съездил бы с ним, если бы не вулкан. Дело в том, что мой сосед по номеру предложил восхождение на Авачинский вулкан в выходные дни.
Ездили в Паратунку – бассейн на горячих источниках недалеко от Петропавловска. Дорога хорошая, везде еще буйная зелень, совершенно не чувствуется осень. Много быстрых речек, с дороги открывается прекрасная панорама Авачинского хребта, все вершины в снегу. Паратунские источники - все довольно хорошо организовано: бассейн, душ, раздевалки. В воде очень тепло, поэтому плавать тяжело. Слабый запах серы. Вода на вкус несоленая. Сюда приезжают компаниями, семьями – добираться из города часа два. Зимой это, вероятно, еще более интересно. Встречается много грибников, в корзинах одни большие опята. «…Мы других не знаем, поэтому не берем…?». Интеллигентная мамаша с дочкой в автобусе грызут репку, в сетке еще несколько штук вместе с банкой лечо. В магазине продавщица наливает мне молоко в свою кружечку, как старому знакомому.
Вечером в городе тихо. Самое освещенное место – порт, где десятки кораблей, освещенные краны, фонари вдоль причалов.
3 сентября
С утра небольшой туман. Поехал в Управление автодорог, оформляем последние бумаги – отзывы организаций о работе наших снегоочистителей на Камчатке. Пятница, разговоры о грибах, рыбе. Браконьеров здесь наказывают сильно, контроль очень строгий. Чаепитие в отделе главного механика. Прощаюсь с начальником Управления. Говорит: «Хорошо встречать гостей – черта камчадалов». Это я чувствую везде. Подвозят к метеорологам, возвращаюсь – машина тормозит и везет обратно, делая круг, метров 500, хотя напрямую мне метров 200. Гидрометеофонд Камчатки – женское заведение. Заведующая Эренбург с якутским лицом. Здесь мне удалось выяснить главную причину снежных катаклизмов в зиму 1968-1969 годов - в тот сложный период выпало 4 годовых нормы снежных осадков, впервые за все годы наблюдений!
И вот после рабочего дня собрался на вулкан. В машине группа альпинистов, весело. Тридцать километров едем долго по сухой речке, бросает во все стороны. Под колесами шлак лавы – когда-то вулкан извергался, и поток шел по руслу реки. Сейчас это отличный заполнитель для бетона. В темноте поставили палатки, устраиваемся. Группа, идущая рано утром на Корякский вулкан, готовится к выходу. На небе облачно, видна лишь одна звезда. В палатке 7 человек, я близко от входа. Пошел дождь.
4 сентября
Утро началось для нас в 6 часов. Альпинисты уходят на восхождение, оставшиеся уже не спят. После завтрака идем к вулканологам. Двое сотрудников – мастера на все руки. Имеют трактор, автомашину, мотоцикл, сварку и телевизор.
Две группы проходят мимо на Авачинский вулкан. Мы ждем – завтра должна приехать группа военных, с которой пойдем на подъем. После обеда ходили в ягоды, здесь есть голубика, шикша и брусника. Очень яркие краски, много цветов.
Приехала машина с несколькими солдатами, у них, оказывается восхождение перенесено на понедельник. Решаем идти сами, к счастью, с нами остался один из альпинистов Юра. Вечером готовимся к выходу. Небо прояснилось, восходит луна. Неожиданно приехали все группы во главе с Игорем Криницким (один из руководителей местных альпинистов). Стало шумно, весело. Песни у костра звучали часа два.
Долго укладывались. Холодно.
5 сентября
Камчатское время 12.30. Мы на вершине Авачинского вулкана (2998 м). Яркое солнце, погода изумительная. Да здравствуем мы! Кратер обогревает нас, замерзших.
Этим строчкам предшествовало утомительное 5-часовое восхождение. Встал в 4.30. Темнота, у палаток солдат слышны разговоры, там подъем по команде. Наши еще спят. Заготовленные вчера дрова быстро разгораются, через 15-20 минут все кипит. Завтракаем, и в 6.30 готовы к выходу. Ждем остальных и вскоре набиваемся в кузов ЗИЛа, как сельди. Доехали до вулканологов, отсюда начало восхождения. На берегу реки памятник погибшим отцу и дочери Котляровым – хорошее предупреждение для уходящих наверх.
За первый час все разогрелись и по команде инструктора «привал» некоторые оставили «лишние» вещи, и, оказалось, потом очень жалели. Тропа идет по гребню. Слева открывается панорама Авачинской бухты, резко очерчена полоса прибоя на берегу океана. В небе почти ни облачка, поэтому идем, не делая пока ни одного кадра – наверху будут лучшие виды, и солнце повернется. Сзади громада Корякского вулкана (3456 м), где-то на его склонах шесть наших ребят идут к вершине, но и в бинокль их не видим. Подходим к линии снежного покрова, привал, перекус. Под ногами шлак, мелкие камни. Сокращая путь, идем напрямик к конусу вулкана, погода позволяет и снег твердый. Сильный ветер, ледоруб в руках морозит руки. Одеваем все, что есть с собой, спасибо Вася снабдил рукавицами. Вышли к конусу, осталось подняться еще метров на 600. Склон ровный, но на поверхности попадаются ложбинки со снегом, небольшие осыпи. Поднимаемся змейкой, мелкие камни летят из-под ног. Вверх смотреть трудно – идем навстречу солнцу. Это создает впечатление бесконечности пути, тем более, что идем долго и в ногах предательская слабость. Но стоять на склоне при ветре и морозе не лучше.
И вот, наконец, вверху дымок – близко кратер. Достигли вершины – внутри воронка диаметром до 350 м и глубиной до 150 м. Дно засыпано снегом, а стены и края чистейшего серо-желтого цвета – выходы серы. Во многих местах струями периодически вырывается пар. Вблизи от таких мест удушливый запах сероводорода. Иду по краю кратера, и вдруг у ног пищит маленькая рыжая мышь - пищуха. Расщелкал целую пленку - вокруг такое, что, пожалуй, больше не увидишь. Пообедали всухомятку, и вниз. Идем цепочкой по кулуару – там снег достаточно глубок для ступеней. Метров 200 спускаемся осторожно, потом, почувствовав, что снег надежен, посыпались вприпрыжку, нарушив строй и растянувшись на сотню метров. У основания конуса небольшая засыпанная снегом трещина и затем полого. Два человека не удержались при таком темпе и сорвались вниз, но относительно пологий склон не причинил особого вреда.
Отсюда начался спокойный спуск по проторенной тропе, и в 3.30 мы у домика вулканологов. В лагере уже группа Панченко, поздравляют нас с восхождением. Тут же и Володя Лапотников, давно спустившийся с вулкана на горных лыжах. Пообедали, пришла машина, и поехали домой. По дороге машину опять бросало из стороны в сторону, и уставший организм уже с трудом выдерживал эту болтанку. Но позади могли видеть во всей красе то Корякский, то Авачинский вулканы, вызывавшие радостные чувства новичков. Настроение отличное, весело, еще и Криницкий подшучивал над относительной неудачей группы Панченко, взошедшей на Корякский вулкан по незапланированному маршруту – через мульду, место скопления глубокого снега (т.е. категория сложности восхождения ниже).
Долго развозили по домам. Допоздна чаевничали с Васей. Записал у него песню камчатских альпинистов, автор Криницкий.
На Камчатке очень частые циклоны,
Ветер дует от утра и до утра.
Но суббота наступает и погода затихает,
Хоть прогноз такой же мерзкий, как вчера.
Нал Авачей дым колечками идет –
Засоряют черти чистый небосвод.
Но упрямо мы шагаем, прямо в кратер залезаем,
Альпинисты любознательный народ.
Ждет нас много восхождений впереди.
Если хочешь, к нам по средам приходи.
Мы узлы вязать научим, поведем по самым кручам
Там, где даже черти не прошли.
6 сентября
Ночью пошел дождь и ни на минуту не прекращался до позднего вечера. За полчаса, что добирался до агенства аэрофлота, вымок. Зато свободно беру билет до Владивостока, услышав при этом, что все рейсы задерживаются.
Зашел в краеведческий музей. Там интересные экспозиции о вулканах, рыбах, животных и обороне города в 1854 году. Кстати – средний вес чавычи 8.5 кг (!) Посмотрел фильм «Звуки музыки» - солнечная музыкальная сказка, великолепна для такой погоды. И еще большая удача - в книжном магазине нашел недавно изданный фотоальбом «К вулканам Камчатки» Гиппенрейтера.
Брюки и носки можно выкручивать. Начал сборы в дорогу.
7 сентября
Утром в 6.00 смотрю в окно – есть видимость, видна Сигнальная сопка и даже контуры сопок на другой стороне бухты. Но когда вышел, посыпалась мелкая морось, и сопки закрылись облаками – явно нелетная погода. С чувством обреченного еду на морвокзал, оттуда на экспрессе в аэропорт. В автобусе 6 человек – тоже плохой показатель. Но в Елизово погода получше, недаром говорили, что тут надо было строить город. Самолеты прилетают по расписанию, и мы вылетаем на ТУ-104 лишь с получасовой задержкой. Рядом группа «цивилизованных цыган» - жены морских офицеров с детьми. Перебираются на новое место. Одна из Борисова, училась в Минске.
Погода прекрасная, 2 часа 30 мин. полета, и вот посадка в Хабаровске. Забираем вещи – смена самолетов. Стюардесса объявила, что стоянка для нас 45 мин., а по расписанию оказалось 2,5 часа. Вновь переводим стрелки часов на местное время – путается камчатское, московское, хабаровское. Огромный аэровокзал, телевизоры для пассажиров и узенькая дверь – выход в город. На летном поле десяток больших ТУ-114. Довольно четкая информация о рейсах – пишут на щитах крупно мелом, поэтому все наглядно. На световом табло - очень крупно московское время и номер очередного рейса, на который идет посадка. По всему видно, что вся основная связь с Европой идет через этот крупный аэропорт. Народу не очень много, видимо, поток отпускников схлынул. У некоторых пассажиров корзинки с фруктами, и я уже соскучился по ним.
Дальше полет на ИЛ-18, в пути 1 час.10мин. Облака не дают рассмотреть внизу ничего, и ни Китая, ни океана не увидел. Подлетаем к Владивостоку – ясное небо, солнце, + 25 С! Аэропорт небольшой, час ждали чемоданы, еще полчаса – автобус до города. С привокзальной площади автобус ныряет в зеленую аллею дороги, которая не прерывается до самого города.
Город большой, город контрастов. В низких местах и старых районах малоэтажные хибары, а все сопки и окраины застроены отличными шести-, девяти- и 16-этажными зданиями, что создает общую панораму гигантского города. Самый большой проспект «100-летия Владивостока» - отличная современная магистраль, ведущая из города на Хабаровск. Проспект застроен красиво, весь в зелени, создающей отличный единый фон для зданий, окрашенных в разные тона.
Приезжаем на вокзал. Здесь все смешано: автовокзал и пригородные поезда – в одном здании, корабли и дальние поезда - в морвокзале, новом большом здании. Вдоль причалов много кораблей, особенно в бухте Золотой Рог. Но мне же нужна крыша, и начинаются обычные мытарства. Ни путеводителя, ни карты города, ни места в камере хранения. Сквозь окно вокзала читаю: «Гостиница Приморье». Иду туда - мест нет, есть большой список адресов других гостиниц и телефонов. Через несколько часов оказываюсь в гостинице «Моряк» и вспомнил, что в моей командировке есть адреса пароходства. Помогает, и вскоре я получаю койку в номере на 3-х человек. В окно вид бухты и мачты кораблей. В сумерках еду к знакомым туристам, долгие поиски Крымской улицы – 4 домика в глухом квартале, вросшие в землю, хуже, чем в селе. Зато вечер в кругу старых друзей.
8 сентября
Почти весь день в бегах. МТО (материально-технический отдел) Дальневосточного пароходства и Артикснаб – отсюда снабжаются все порты и корабли Дальнего Востока. Владивостокснабсбыт, начальник мужчина, остальные – женщины.
Днем жарко, но освободился только в 4 часа и бегом на пляж. Деревянные купальни на Амурском заливе, много народа, причем очень разные по возрасту люди. На площадках играют в волейбол, …в шахматы, читают. Волны бьют в борта купальни, страшновато. Беру ласты - так мне проще, довольно быстро пришлось попробовать на вкус воду – очень соленая. На волне хорошо качает. Второй раз входил в воду без ласт, уже воздух попрохладней, но вода + 22 С. Лежу свободно на воде!
Вечером прогулялся в сторону центра – освещение приморского города эффектное.
9 сентября
Небо хмурое, кажется, что и погода будет прохладная. Однако, в 7.30 на улице по-летнему. Красавец автобус везет меня в Уссурийск. Билеты свободно – машины идут каждый час. В 8 часов по радио последние известия – программа передач дублирует московскую, многое в записи. Недалеко от Владивостока колонна высотой ≈ 6-7 м с трехмачтовым парусником наверху. Перед колонной скульптура матроса с автоматом.
Хорошее асфальтированное шоссе. Кругом зелень, и в долинах, и на сопках. Вдоль дороги много кустарника и очень ярких цветов, сиреневых ромашек. Во дворах редко видны яблони с меленькими красными плодами. Дорога петляет, железнодорожная насыпь, то слева, то справа. Изредка дорога проходит по выемке в сопке, там же есть карьеры гравия. В одном небольшом поселке едем по улице Лазо. Остановка у родника, там группа городских жителей, едут в село Астановское копать картошку, здесь уборка заканчивается в сентябре. На возвышенности бетонный дот – и здесь память войны. В пути дважды встречались памятники погибшим воинам – все как дома.
Город Уссурийск весь спрятан в зелени, за что и получил всесоюзную премию. Он расположен в долине, сопки далеко от его границ, лишь одна невысокая рядом. Поэтому весь город без единого спуска и подъема. Улицы спланированы ровной сеткой прямоугольных кварталов. Большая часть города застроена одно- и двухэтажными домиками, но в различных районах города возвышаются отдельные островки современных зданий. В центре и они укрыты деревьями, и видны только ближайшие дома. Новое аккуратное здание зимнего цирка, современный автовокзал из стекла и бетона, в котором телевизор в зале ожидания, комнаты отдыха и проч. Есть пединститут, несколько краевых организаций. Старый рынок, рядом церковь. На рынке среди продавцов больше корейцев. Продают маленькие, но красные арбузы, яблочки, груши, дыни, кукурузу, грибы (больше опята, волнушки, грузди), много помидор. В продмаге обилие сгущенки, крепкие напитки вечером не продаются.
Центр, в основном, малоэтажный. Здесь горком, гостиница, универмаг, почта. Движение машин небольшое и медленное, спокойно переходишь улицу. Главные маршруты обслуживают «Икарусы». В районе города 4 речки – СССР (Супутинка, Славянка, Суйфун, Раковка), мелкие, но иногда разливаются, затопляя районы города.
По работе посетил Дальупродор, большая часть сотрудников в эти дни в колхозе, и ДЭУ-196, где начальник Василий Иванович и очень внимательные ко мне сотрудники.
Ночевал в гостинице «Уссури», сосед по номеру из Комсомольска на Амуре.
10 сентября
Утром сбегал на базар за помидорами, в столовых их нет. Уже достаточно людно, много овощей и арбузов.
В Управлении сотрудников мало, многие еще в отпусках. Долго беседовал в отделе Главного механика, но все равно письма-отзывы пришлось оформлять самому.
Днем жарко, и когда сел в автобус, идущий в Арсеньево, все изнывали от солнца. Треть пути проходил по настоящей степи. Деревни протянулись вдоль шоссе - маленькие деревца, огороды с обязательными подсолнухами и цветами под окнами. В автобусе подвыпивший крепкий дед с бородой, с двумя бутылками в сетке, веселил пассажиров. Проезжаем мимо полей, с которых не везде убран хлеб, стоят стожки соломы, еще более напоминая степь. Но вот автобус сворачивает на восток, и горы, синие вдали, приближаются к нам. Высокие сопки покрыты густым ковром кустарников. Первая остановка уже на лесной дороге у небольшого ручья с холодной водой. Дальше дорога идет по лесу, но это мелколесье. Долго тянется березняк с очень тонкими стройными деревьями с гладкой корой. Внизу пожелтевшая трава, папоротник. И опять много сиреневых ромашек, очень ярких на пыльной обочине. Мелькают названия ручьев: ключ Тигровый, Медвежий – а с виду совсем безобидный лес.
Постепенно дорога выходит в долину. Появилась большая речка – это Даубиха. Так же называется вокзал в Арсеньеве. Проехали леспромхоз, на нижнем складе штабеля очень толстых бревен. Навстречу промчались несколько новеньких японских лесовозов, блестя желтой эмалью. Вскоре долина становится очень широкой, вмещая большой городок, издалека видны несколько высоких труб каких-то предприятий. Это Арсеньев. В центре города выделяется большой массив новых зданий.
Очень быстро темнеет. На переполненном городском автобусе добрался до ведомственной гостиницы в старом 2-х этажном деревянном доме. Общая газовая плита, одна ванная. Тихо, чисто, домик окружен деревьями, но главное – принимает на ночлег.
11 сентября
В командировках привыкаешь спать хорошо и на новом месте, тем более, если днем в дороге, а в гостинице при открытой форточке слышится лишь шелест листьев. Уже светит солнце, но соседи еще дремлют. Но вот все поднимаются с хохотом, слушая дежурную, говорящую с пулеметной скоростью с кем-то за дверью.
Поезд идет в 11.27, поэтому спешу подняться. За забором музыкальная школа, где работает…моя двоюродная сестра Лида. Захожу, знакомлюсь с заучем (Лида сегодня не работает), аккуратной молодой женщиной тициановской комплекции. У нее можно было узнать, что можно посмотреть в городе. По пути рынок, сегодня бойкий – окрестные магазины привезли свои промтовары и торгуют с машин. Много товаров с корейскими ярлыками. Тут же, в сторонке – толкучка. В центре – овощи, фрукты, красивый продолговатый лук. И очередь…за арбузами. Купил местный черный виноград – то же самое, что неспелая антоновка – «Москву видно».
Улицы Калининская и Ломоносова – новые современные, с 5- и 9- этажными домами, асфальт, люминосцентное освещение – как будто один из районов Гомеля или Витебска, а не в Приморье, в глубине Сихоте-Алинского хребта. Музей городской закрыт, там всего несколько комнат и через стекло видно, что экспонатов немного. Думаю, туристов этот объект не особенно обрадует.
Пыльная дорога к вокзалу в старом городе. Еду в Чернышевку, где живут Лида с мужем Виктором - военнослужащим и с дочкой Ирой. Несмотря на то, что это большое, растянувшееся на 8 км село, довольно быстро их нашел, устроив сюрприз. Даже не верилось, что смогли встретиться так далеко от их родного Гомеля. Прошлись по селу в магазин, ходил с Иринкой за молоком (покупают у одной хозяйки – во дворе на столике стояло несколько бидончиков для нас и для других покупателей). Потом были на прощальном обеде у соседей-сослуживцев, в связи с переводом их на новое место службы. Вечером смотрели по телевизору фильм «Почтовый роман», и совсем поздно - футбол из Москвы, передача идет через спутник связи.
12 сентября
Долго так везти не может – всю ночь лил дождь и никакой поездки в тайгу быть не может. Досадно - быть рядом и не увидеть. После завтрака рубил дрова. Толстые, суковатые чурбаки сдаются под ударами тяжелого колуна. Помахать им – хорошая зарядка. Хотя прохладно, мы с Витей разделись до пояса, пот заливал лицо, и никакая ангина не страшна. После обеда прогулялись по окрестностям. Комары едят нещадно, однако это не мешает сфотографироваться и наломать кукурузу в «ничьих полях». Земля здесь очень жирная, аналогично казахстанской, и, к сожалению, также налипает на обувь и колеса машин.
С высоты холма открывается панорама Синегорья, Арсеньева, поближе – ровные прямоугольники рисовых полей. Кустарник на холме растет так густо, что продвигаться трудно. Есть тут и сиреневые ромашки, и цветы, называемые «голова болит» (т.е. болиголов).
Вечером пили чай с настоем лимонника – таежный ягоды, по вкусу очень похожи на лимон. В доме своя семейная идиллия отношений родителей и любимой дочери. Вот Ира (ей 6 лет) с отцом гоняют своих котят: Пятачок, Чебурашка, Вини-Пух. Иру посылают за хлебом – «Без фонаря не пойду». Принесла вместо хлеба масло: «Свежее, свежее!». Папе: «Потом мама будет говорить - почему не купила масло?». «Я за ним прослежу» - чтобы папа вымыл посуду.
Провожали в темноте всей семьей. В портфеле горячие початки кукурузы.
13 сентября
Понедельник, 13 – день тяжелый. Поезд Варфоломеевка-Владивосток приходит рано утром. Приходится коротать время на вокзале. Жаль, купаться нельзя – уже свежо.
До обеда было свободное время. Поднялся на фуникулере на сопку и любовался панорамой бухты Золотой Рог, с десятками военных и гражданских кораблей. Зашел попрощаться с друзьями на Крымскую улицу на полуострове Эйгершельд, больше похожую на дачную уличку.
Просто сказать «До свидания, Владивосток!», но не так просто улететь в Южносахалинск. Первым рейсом на Сахалин улетают на симпозиум 70 ученых-биофизиков. Остаюсь ждать второго рейса. И вот прилетел АН-24, началась посадка. Я был последним, кого подсадили на этот рейс, а несколько человек осталось.
Сахалин начался с ухабов…в небе. Самолет долго трясло, пока не пробил толщу облаков и приземлился под проливным дождем в Южно-Сахалинске. Пассажиры бегом понеслись к вокзалу, даже вещи нам подвезли туда. Но уже через 20 минут, пройдя под потоками воды через площадь к темному зданию гостиницы, я лежал в чистой постели. Страшный храп одного из соседей не смог долго помешать.
14 сентября
За окном солнце, синее небо, на горизонте гряда сопок, прячущих в облаках свои вершины. Автобус аэропорт-город (12 коп. билет) везет нас вдоль гряды сопок по широкой долине, без подъемов и спусков Вскоре деревянные домики с огородами сменяются кирпичными 3-5 этажными домами с номерами более 300. Едем по улице Ленина. Выхожу у агентства Аэрофлота, рядом 6-этажная гостиница «Сахалин». Символично, но чем она встретит? Через 10 минут я в номере на 2-х человек с телефоном, душем (без горячей воды – ее летом не бывает в Южно-Сахалинске), хотя даже предлагали сходить в гостиницу «Океаническая» - там есть отдельные номера!
Центральные улицы города застроены почти одинаковыми домами, т.к. город начал расти лишь после войны. Несколько кварталов по улице Ленина – и дальше вновь начинается старый город. Улицы ровные, просматриваются далеко. Верхняя часть города, которая примыкает к сопке, вся в зелени. Там новые здания понемногу внедряются в кварталах старых домов. В центре Аллея героев труда, театр, несколько больших кинотеатров. В рыбных магазинах уже намного беднее, чем на Камчатке. Встречается много корейцев (позже узнал – их здесь 67 тыс., всего в городе проживает около 650 тыс. человек).
Облдоруправление находится в новом здании, где есть еще с десяток других учреждений. Очень тепло встречает главный механик Юрий Григорьевич Титов. Едем с ним в Новоалександровку на собрание водителей и механиков. Немного побаиваюсь, но удается там вести беседу в нужном направлении.
В Бумпроме долго разговаривали с Михаилом Борисовичем Геллером – авторитетнейшим старым сотрудником, который успевал уделять внимание нам и телефонной трубке.
Вечер провел у полковника в отставке Насонова – бывшего сослуживца нашего начальника ОК Шитова (он мне дал адрес и просил навестить и передать привет). Очень интересная семья, старожилы Сахалина. Полстены книг, все дети с высшим образованием. В доме хорошая дружеская атмосфера. Жена – учительница, говорит, что дальневосточники уже ближе к коммунизму.
15 сентября
Это же подтвердил сегодня и Юрий Григорьевич, с ним провел сегодня полдня. Утром беседовали в кабинете главного инженера. Интерес к нашим снегоочистителям и к Минску огромный.
На такси едем в Корсаков. Широкое прямое шоссе ведет на юг параллельно железной дороге с узкой колеей – наследство японцев. Недалеко от города, слева от дороги турбаза «Горный воздух», в районе которой строится спортивный комплекс для подготовки спортсменов к зимней олимпиаде. Уже и сейчас по краю шоссе раскатывают несколько ребят на лыжероллерах. По обеим сторонам дороги массивы редколесья. Уже появились осенние краски – на Сахалине осень наступает как и у нас, в сентябре-октябре.
Водитель такси и Юрий Григорьевич рассказывают о Сахалине – о природе, рыбалке и многом другом. Названия деревень по дороге написаны вертикально на щитах яркими красками и вынесены на высокие места (чтобы снег не занес).
И вот справа открылся залив Анива и за ним горная гряда на юго-западной оконечности Сахалина. Проезжаем 3 пади-низины, по которым протекают речушки в залив. Долины их неширокие, но очень глубокие, заросшие травой, вдоль русла стоят стожки сена. Вот и Корсаков – самый южный городок на острове. Крыши домов с лесом телевизионных антенн. Несколько улиц с грязным разбитым асфальтом. В ДУ (Дорожном управлении) водитель и главный инженер старательно рассказывают о работе снегоочистителя.
На лесовозе едем обедать, вот тут-то чувствую на себе все ухабы местного асфальта. На улицах лотки с крупным привозным виноградом. Небольшой базарчик с двумя десятками продавцов-кореянок, продают яркие помидоры, грибы, огурцы в банках, лук зеленый. Магазин «Дары Корсакова», есть в продаже хлеб, торты, пирожные, и несколько видов рыбы.
Обед в местном ресторане и откровения Юрия Григорьевича заняли час. Очень интересный человек с трудной судьбой и видимо, с сильным характером. За месяц до моего приезда был в Минске на «Ударнике», где получил 4 комплекта запасных частей к снегоочистителям Д-902, и поэтому меня встретил радушно.
Обратно едем на том же такси, но другой дорогой, «чтобы гость больше увидел». Грунтовая ухоженная дорога, очень извилистая. Кругом, насколько видны долина и горы впереди, все покрыто лесом, преимущественно лиственным. Все так буйно поросло, что на обочинах дороги стоит стеной высокая трава. За несколько километров от Южно-Сахалинска уже уложен асфальт. Один из бригады рабочих, укладывающих асфальт, говорит таксисту – своему знакомому: «Оставайся, вон в речке много рыбы. На обед каждый день по полстакана икры беру».
Дорога так утомила, что в гостинице сразу заснул. Вечером сидел в холле, где большой телевизор. В девятом часу вечера за окном уже темно.
16 сентября
Утром свежо, но после 10 часов солнце уже сильно пригревает и температура днем не меньше 22-23 С. Сегодня едем на рыбалку – Титов организовал. Автобус везет по знакомой уже дороге в Охотское. Проезжаем мимо поворота на «Дорогу Леонова», ведущую на дачу первого секретаря обкома, говорили, что построена очень добротно. Нас четверо, частенько останавливаемся и фотографируем красивые виды.
Дорога несколько раз поднимается круто вверх и наш старенький «пазик» еле взбирается на подъемах. Справа открывается вид на большое озеро «Тунайча». Недалеко от берега утки, нас не боятся – потом поняли, что это подсадные охотничьи. Слева озеро «Изменчивое» - меняет свои краски в разное время дня. Но вот последний подъем, и мы спускаемся к океану. Село Охотское. Берег песчаный, красивы белые барашки на синей воде. Горизонт совершенно чист. Бродим по берегу, собираем раковины. В воде и на берегу много дохлой рыбы. Тут же морская капуста высотой до 1-1,2м. Вода теплая.
Насытившись этим, идем в магазин и покупаем ведро для ухи. Москвич, то же гость – мясорубку для дома, я – книжку Феликса Кривина издательства «Карпаты» (на Сахалине, на берегу Тихого океана! Почти анекдотично). Едем назад к озерам, на перекрестке к нам присоединяется дорожный мастер Слава. Въезжаем в небольшое село, останавливаемся у реки. Тенистая рощица кривых березок кажется удобным местом для отдыха. Однако сильный запах гниющей рыбы заставляет искать полянку на берегу, открытую для ветерка. Недалеко от рощицы водоворот, в пене бурлящей воды на корчах несколько десятков отнерестившихся погибших рыб. И дальше по реке на отмелях, выступающих из воды камнях, корчах, на низких берегах – сотни их. Такая же картина и в другом русле реки, проходящем через деревню. Великий инстинкт – рыба пришла с моря на нерест, отметала икру и погибла.
А в воде, навстречу жизни и смерти, продолжают идти вверх по течению сотни рыб – это горбуша. Темные горбы самцов разрезают воду и на мелководье оставляют бурунные следы. У самок горбов нет, они только чуть потолще. В маленьком ручье, забитом погибшей рыбой, из ямки в ямку, через небольшие отмели пробиваются живые рыбины. В иных ямках остаются обессиленные, и из воды торчат их головы, движения уже вялые, бока ободраны, это особенно видно на темносерых самцах. Здесь еще живую рыбу можно брать руками. Но мы с помощью Славы добываем на уху свежую рыбу с помощью обычной петли из проволоки. Рыба в реке идет рывками, отдыхая в чуть более глубоких местах, и когда она там стоит, ее поймать в петлю легко. Уха была хороша, хотя и без картофеля.
17 сентября
Вечер провел у молодых супругов корейцев, живущих в районе частных домов, где почти все соседи корейцы. Большинство из них - ранее приехавшие из Кореи на заработки к японцам и их потомки, частично обрусевшие. В последние годы здесь даже закрыли национальную школу. Хозяин Пен Ир Сен (Игорь Семенович) – старший механик в Облдоруправлении, жена Света работает там же, сынишка Женя. Между собой разговаривают на русском языке, а со старшими родственниками – на корейском. Очень чисто. Муж готовит ужин, затем приходит жена и принимает эстафету.
За ужином меня, конечно, интересуют местные блюда. Игорь достает палочки, привезенные из Кореи, пробую – получается неплохо, если берешь кусочки мяса, рыбы, помидоров, маленькие огурцы. Вкусно пахнет жареная горбуша, подбитая вчера камнем и выловленная лично мною. Красная икра из этой рыбины в тарелке, я ее на бутерброд, а мне говорят, что надо ложками. Это я умею. Гарнир рис, с икрой вкусно. Капуста чум-чень – специально выращивается корейцами на огородах. Ее солят, сдабривают красным перцем, чесноком, …соленой кетой. Получается очень острая вещь, аналогичная армянскому соленому перцу. Остальное все, как у нас. Долго сидели, они рассказывали мне о Востоке, я – о Западе. Вечер доставил большое удовольствие, по-моему, нам всем.
Днем был в тресте «Сахалинуголь». Главный инженер Мамченко Василий Никандрович очень внимателен ко мне, звонит во все шахтоуправления, где есть наши снегоочистители. …Служил в Минске. Потом разговаривал с Матерным, главным инженером шахты в Шебунино. Последнее землетрясение не без последствий – 200 толчков день, 60-70% труб полетело, нет воды. Выделения метана в шахте и так с высоким содержанием газа. Пострадали печи в домах, клуб. Люди целы – это главное.
«Сахалинбумпром», разговариваю с Геллером. Уроженец Бобруйска, патриот Сахалина.
В обед зашел в музей, оказывается, проходил мимо много раз. Здание в стиле пагод, выстроенное японцами. Хорошо показан животный мир: олени, тюлени, хищные звери, в т.ч. чучело огромного медведя, рыбы (дальневосточный лосось – это общее название, а их 6 видов: кета, сима, нерка, кижуч, чавыча, горбуша). История Сахалина каторжного. Современная промышленность. По-моему, много материала иллюстрировано недостаточно. Во дворе осадная пушка 1905 года – вес 15 т, калибр 230 мм, наибольшая толщина ствола 1,2 м.
Выше по Коммунистическому проспекту начинается парк им. Гагарина – естественный лес, хотя и 3/4 проспекта утопают в зелени деревьев, как будто все построено в лесу. На этом проспекте все главные учреждения, кинотеатр, драмтеатр, есть и детский сад.
Сосед по номеру – комбайнер из Хабаровского края. Есть у них рыба ротан - хищник, достигает 30-40 см в длину, из которых треть – голова. Зимой вмерзает в воду, весной освобождается и плывет.
18 сентября
Суббота. Сегодня в программе «Горный воздух» - турбаза на склоне, видна почти с каждой точки города. Дорога к ней идет круто вверх, сначала асфальт, потом грунтовка. Большая часть ее закрыта от солнца кронами стройных лиственниц. Кругом лес, в основном с густым подростом из высокой травы, кустарника, папоротника и лопухов высотой 1-1,2м. На редких участках на земле ни травинки, только хвоя, и там попадаются какие-то незнакомые грибы.
До турбазы час ходу. Она занимает небольшой участок на склоне сопки. Из построек выделяется лишь разноцветный кирпичный домик японской работы с островерхой крышей и высокой трубой. Все остальное ремонтируется: 3 жилых корпуса и каркасы летних домиков-палаток. Но главное здесь выше. Там строится олимпийский комплекс, в строительство которого вложили деньги ряд стран, их команды будут тренироваться вместе с нашими спортсменами.. С вершины горы спускается к базе вырубленная трасса гигантского слалома. На гребне горы видна канатная подвесная дорога. Два трамплина 80 и 100 м высотой, на одном почти вся гора приземления уже покрыта ярким зеленым ковром дерна. Здесь работают хабаровские студенты. Они спускаются вниз на обед, а я забираюсь наверх по деревянной лестнице. Еще выше металлический каркас до самой последней ступени, их 107. Отсюда будут улетать будущие олимпийские чемпионы.
С меня достаточно великолепной панорамы города и зеленого склона сопки. Несколько кадров – уже берегу пленку, и вниз. Обменялся значками со студентами – спросили, что означает слово Хатынь, здесь многие этого не знают. Водитель самосвала подвез в город – везде на Дальнем Востоке не надо ломать голову о размере платы, достаточно сказать «спасибо». Вечер провел опять у Насоновых. Вместе пообедали, разговаривали о Курилах, Сахалине, а потом …грузили уголь с Валерой – здесь будет газ только через 2-3 года. Собралась молодежь – одноклассники Валеры и Оли. Ребята выросли на Сахалине, получили образование, и вот сидят все вместе, пьют кофе, вино, поют песни под гитару корейца Миши, разговаривают об отдыхе, работе, личной жизни – все как в наших компаниях. Только иногда услышишь у них об охоте, изысканиях на Сахалине, и Москва для них рядом, всего 16 часов лету.
19 сентября
Сосед по номеру - комсомольский работник (служил на флоте, будущий юрист) в районном поселке Ноглики, что на севере Сахалина в устье реки Тымь, самой большой на острове. Добираются туда только самолетом. В районе 10 тыс. жителей, большинство временные: геологи, рыбаки, буровики. Последние работают 4 дня на вахте у вышек, куда их доставляют вертолетами, затем 7 дней дома. Рыбаки месяцами в море, поэтому работа у соседа разъездная. Телевидения нет, военные соорудили огромную антенну и стали принимать…Японию. Но зато поселок одним из первых на Сахалине переводят на газ. Это центр нивхов – небольшой народности, проживающей на севере Сахалина. В районе нивхи проживают еще в поселке Ныш, до которого 70 км только по реке, другой связи нет. Там совхоз с мясомолочным и овощеводческим уклоном. Картофель в этом году сажали 27 июня, а через 2,5 месяца надо выкапывать Сбыт продукции затруднен из-за отсутствия дорог, совхоз убыточный, но это работа для нивхов.
Утро воскресного дня заняла толкучка. Покупатели приезжают в битком набитых автобусах. Прошел по рядам, которые спешили занять с раннего утра продавцы, практически только женщины – ничего интересного, и решил поехать в Корсаков на берег океана. Это оказалось не сложно, автобусы ходят часто. В Корсакове прогулялся в центре по пыльным улицам. На рынке очереди за яблоками и арбузами. Расспросил местных прохожих и поехал на автобусе Корсаков-Анива до остановки Вторая Падь – здесь берег совсем близко от дороги. В селе жители косят, выкапывают картошку на своих участках. Пошел по берегу, под ногами «сахалинский салат» - водоросли, уложенные волнами в валики. Местами лежат кучами раскрытые мелкие ракушки – рыбаки выбирали мясо для наживки. Маленькие девочки ищут крабов и принимают меня за рыбнадзор: «А мы только посмотрим и выпустим». Заброшенный рыбзавод – сотни сгнивших бочек, занесенных наполовину песком с моря. Сгнившие остатки бревенчатых волнозащитных стен, теперь железную дорогу защищает бетонная стена. Залив Анива почти пуст. Сзади, за поворотом скрылись корабли, стоящие у порта Корсаков. Лишь 2-3 лодки рыбаков видны недалеко от берега. Противоположный берег почти не виден из-за дымки, только слегка очерчиваются складки горного хребта. Напротив, между двумя мысами, белеет поселок Анива, от него идет поезд к Южно-Сахалинску с длиной гривой белого дыма.
А дальше по берегу группа рыбаков копается в куче морской травы – выбирают такого же зеленого цвета креветки, здесь их называют чилимы. Предлагают попробовать их есть сырыми – действительно, смоченные соленой водой, они вполне съедобны. Теперь иду с попутчиками, командированными из Новосибирска - Николай и Гена, оказывается, живут на одном этаже со мной. Проходим погранзаставу, молодой часовой на вышке не препятствует нашей прогулке. Переходим железную дорогу, поле и, пройдя километр по шоссе, садимся в автобус, который довез нас в город вместе с большим числом грибников и ягодников. Жара и усталость вынуждают устроить «мертвый час».
Ужинал в ресторане. Выходной день, многие столики заняты. Сижу с двумя капитанами – рыбаки из Александровска, и с ними представитель конструкторского бюро из Киева. Разработан проект нового траулера-сейнера, и он разъезжает по всем Рыбпромам с целью получения заказов на суда.
Поздно смотрел кинофильм «Меж высоких хлебов», вместо киножурнала был документальный – «Поет Бибигуль», и весь зал с интересом слушал исполнение «казахского соловья».
Ночью полил сильный дождь.
20 сентября
Слякоть, холод – впервые за все дни пребывания на Сахалине. Полдня сидел у синоптиков. Получил подтверждение аномальных снегопадов в зиму 1968-1969 годов, полное повторение данных камчатского Гидрометеофонда. Один из сотрудников, явно принявший с утра обильную дозу, добивался, чтобы я оставил в письменной форме благодарность за полученные данные. Хорошо, что вскоре приехали из Синеглазки начальник метеостанции и молодая сотрудница Оля, как будто привезли с собой свежий воздух с гор в это мрачное помещение. Побеседовали за чашкой чая, конечно, поблагодарил, и расстались с добрыми пожеланиями друг другу.
Еще полдня – в облдоруправлении. У одного из сотрудников друг живет в Минске на ул. Кнорина – мир тесен. Главный инженер интересуется, что показали гостю и организовали ли ему рыбу (!). Рекомендует съездить в Холмск.
Вечером Олег - новый сосед по номеру, ставит передо мной блюдо с вареными чилимами. Вкус белого мяса сладковатый, разделка их проста, и с пивом очень вкусно. У него гостья, тоже из Ноглик, оба земляки из Владимирской области. Девушка приехала несколько лет назад к сестре, жившей здесь с 1948 года по направлению. «Первые две недели плакала, потом привыкла». Завтра у нее день рождения, и после сдачи Олегом экзамена приглашают отпраздновать. А меня ведь уже Титов пригласил к себе в гости на этот же вечер. Ладно, утро вечера мудренее.
21 сентября
Небо ясное, но город в тумане. Рано утром уже был на автостанции, и, выстояв очередь в кассу, купил билет на автобус в Холмск. Едем на стареньком пазике с звонким названием «Экспресс». Рядом дремлет пожилая кореянка. Еще один кореец – молодой парень с гитарой. Автобус сначала катит по равнине, но через 15 км дорога начала петлять, извиваться вверх и вниз – едем по ущелью. Склоны сопок и обочины дороги покрыты буйной растительностью. Полутораметровые лопухи и кислица, ярко-красные шапки деревьев и кустарника создают очень живописную картину. Автобус с трудом тянет вверх по серпантинам. Зимой эта дорога не функционирует из-за сложности подъемов и спусков. А летом в дождь здесь машины тоже не пройдут. На одном из обрывов стоит красное ограждение – так обозначены вероятные места аварий. Порой от поворота до поворота максимум 50 метров.
И вот, наконец, будка с названием «Сахалинский перевал 523м». Спуск чуть более прост, несколько километров и остановка в долине – станция «Ожидаево». Здесь и железная дорога, неизвестно, каким образом прорвавшаяся через перевал. Еще один небольшой перевал, и мы в долине Пятиречье – овощеводческий центр Холмского района. Все речушки, которые мы проезжаем, полны дохлой горбушей. Вновь подъем и серпантины дороги. Здесь сопки уже пустынны и лишь карликовый бамбук – почти как трава со стеблями толщиной 5-6 мм, покрывает склоны с редкими высохшими обломанными деревьями.
Последний перевал называется Холмским или Камышевым, на нем стоит памятник воинам, погибшим в 1945 году. Стремительный спуск вниз по хорошей дороге. И вот в разрыве сопок синеет море, точнее Татарский пролив. Начались серые частные дома, во дворах ни деревца, поэтому смотрятся бедно. ДУ (дорожное управление) на въезде в город, там меня ждут, предупрежденные Титовым. После оформления документации (отзывов о работе Д-902), долгие сборы в Невельск. Обедали в детском саду – пельмени с горбушей были хороши. Однако уже становится поздно ехать в Невельск, и вместо этого едем в Яблочный распадок …на рыбалку. Старый уазик еле тянет, стреляет, в машине полно дыма, но водитель и начальник ДУ с восторгом рассказывают о прошлой рыбалке.
Десяток километров едем по разбитой дороге вдоль редкой, но непрерывной цепочке домиков. Море синее, синее, полоса прибоя метрах в 200 от берега, а ближе до самого берега - отмель. Сворачиваем в распадок – широкое ущелье, и едем по нему еще 6-8 км. Забор, въезжаем на территорию «Яблочного плодово-ягодного питомника». Директор дает нам снасти, боты и наживку (красную икру!), и с сожалением провожает нас – у него партсобрание. Дальше дорога, конечно, грунтовая – черная жирная земля. По обеим сторонам дорога окаймлена густым кустарником, высокими травами за которыми тянутся ряды черной смородины, черноплодной рябины. Встречает сторож с ружьем, пытается нас не пустить дальше, но начальник ДУ поговорил с ним, и едем дальше.
Ущелье все уже, травы и вся растительность – все выше. Останавливаемся на маленькой полянке. Внизу речка-ручеек шириной 1-1,5 м, глубиной в отдельных местах до 30-40 см. Мне навязывают крючок на леску, дальше уже сам привязываю ее к удилищу и цепляю наживку (какой я рыбак?). Все идем туда, где вчера «здорово клевало» (наловили больше полведра, поэтому сегодня так рвались). Течение сильное, провожу раз за разом наживку вверх по течению. Чувствую какое-то сопротивление, дергаю – есть рыбка 10-12 см с красными пятнами (форель) – я первый поймал! Через полчаса безуспешных попыток перешел на другое место – спокойная ямка, дно песчаное, все видно. Но вот из-под берега появились одна, вторая рыбешки, спокойно стоят на месте, иногда лениво передвигаются против течения. Пытаюсь подвести икринку с крючком к носу рыбки – реагируют, отплывают против течения. Вдруг одна приближается, хватает икру и … я вытаскиваю пустой крючок. В итоге за полкоробки икры у меня две рыбешки, несколько сорвалось. У моих спутников улов вдвое (!) больше.
Солнце давно зашло, стало прохладно, а я так и не сделал ни одного кадра нашей «рыбалки» и гигантского разнотравья. Возвращаемся в темноте. Ночую у начальника ДУ Владимира Михайловича. Он любит выпить, а я не могу уже смотреть на стол, хочу спать.
22 сентября
Встали рано. На завтрак подали форель, наш улов – действительно, вкусно, но очень маленькие рыбки. Машина уже ждет у подъезда. Едем в ДЭУ, оттуда наш путь в Невельск. В кабине ЗИЛ-130 нас трое. Опытный водитель, старожил, много рассказывает о Сахалине. Начальник ДЭУ Большаков Владимир Михайлович, на острове 10 лет. Край этот очень полюбил, жизнью доволен. Долго не могли выехать из города - навстречу колонны машин, которые везут людей из всех ближайших районов на уборку картофеля в Пятиречье. Сейчас это проблема № 1 на острове. Ежедневно в газетах сообщаются сводки о ходе уборки. По телевидению командир комсомольского сводного отряда критикует руководителя предприятия, не освободившего двух человек на уборку. В самом Южно-Сахалинске каждый день утром машины отъезжают от организаций. Кстати, убирают механизмами. Водитель нашего ЗИЛа спросил: « А что такое плуг?».
Дорога неплохая, долгое время едем вдоль берега, в 1-2 метрах от морской воды, подчас эта граница почти исчезает. Водители, зная, что морская вода разъедает резину, стараются разъезжаться со встречным транспортом почти вплотную. На более высоких участках дороги на обочинах трава (кислица) высотой до 2-х м (!), образует настоящий коридор. Береговая линия извилистая, и дорога петляет, особенно в распадках рек, впадающих в Татарский пролив. В каждом из них поселок или село. Подъехали к рыбзаводу им. Калинина, сюда привозят всех гостей. Как раз начался ход кеты. Большие рыбины, почти до 1 м в длину, медленно поднимаются вверх по реке. Около рыбзавода плотина из двух шпунтовых стенок из бревен на расстоянии 1,5 м друг от друга и сверху помост. В нижней по течении стенке вырезано окно ≈ 1мх1м на высоте 30-50 см от уровня воды. Рыба прыгает (!) туда и оказывается в ловушке, ее оттуда вычерпывают большим сачком через люк в помосте. Дюжие ребята-рыбозабойщики ломиками «усыпляют» рыбу и уносят в цех на носилках.
За одним из поворотов два ржавых остова затонувших кораблей недалеко от берега. Лет 15 назад в штормовую погоду один корабль сел на мель. Второй пришел на выручку и тоже пострадал. Обоих капитанов судили.
Проехали небольшой аккуратный поселок рыболовецкого совхоза. У причала ярко расцвеченные сейнера с новыми бочками на борту. И вот Невельск – чистый город с асфальтированными улицами. Наверху памятник рыбакам, погибшим несколько лет назад - их суда обледенели.
В кабинете начальника порта Ингильдеева карта районов Тихого и Индийского океанов. На них, а также в ближайших морях – Охотском и Японском, ловят рыбу корабли из Невельска.
Быстро справились с делами у местных дорожников и поехали назад, сразу в Южно-Сахалинск. По пути заправляемся …икрой, пригодится. Мои попутчики тоже фотографировали раньше и теперь помогают мне в съемках. Хотя мы торопились, водитель заезжает на точку, откуда открывается красивая панорама Холмска. Путь в Южный (здесь часто так называют город) занял меньше времени, чем на автобусе и показался мне уже не таким сложным.
Водитель рассказывает модные анекдоты о бичах, один из них: «Старушка спрашивает бича: ты, сынок, носки когда-нибудь меняешь? Да, но только на водку». Много рассказов о рыбе. В 1956 году в залив попал косяк жирной сельди, и его перегородили. Все учреждения города не работали – вычерпывали рыбу. А однажды шторм выбросил сельдь прямо на берег. В прошлом году бывало так – привозят в гараж самосвал рыбы – бери, сколько хочешь.
23 сентября
Время 3.20. Дежурная по этажу обзванивает комнаты болельщиков. Ведь в Москве сейчас 19.20 и скоро начнется матч СССР – Ирландия. Я на ногах уже с трех часов. Футбол смотрят человек 15, большинство члены команды «Трактор» из Павлограда. Слева от меня начальник команды, крупный пожилой мужчина. Ругают наших игроков, особенно Гешу –Еврюжихина. Наши забили один гол и выиграли.
Утром сосед Олег улетел в свои Ноглики, а в 8.30 в номер вошли трое ребят с бородками, на вид интеллигентная публика, и уселись за телефон. Говорят, в районе Смирных (райцентр в средней части Сахалина) ночью было - 6 С. Пора улетать!
Два часа простоял в агенстве Аэрофлота за билетом. Группа ребят в очень пестрых рубашках разговаривают на незнакомом языке. Это латыши, возвращающиеся из турпохода на Курилах. Добирались 7 дней. Там на аэродроме ремонтировали взлетную полосу, потом пароход 3 дня пережидал шторм.
Закончил все дела в Управлении. Ищем икру, рыбу - нашли, ходил по магазинам в поисках сувениров. Забежал попрощаться к Насоновым. Александр Дмитриевич с записной книжкой в руках рассказывает о бывших сослуживцах. Неожиданно говорят о желании уехать на материк через некоторое время.
Вечером идем на футбол с дорожниками. Стадион в парке, примыкающем к сопке. Кругом и далеко вверх по склону – сплошная зелень. Солнце оживляет все краски вокруг – поле стадиона, трибуны, белые и красные футболки спортсменов, зрителей. Маленький щит с наименованиями команд - мальчишки сидят, готовые перевернуть скучные нули.
Напротив центра стадиона – домик дирекции, раздевалки, на втором этаже ложи для начальства. В команде Сахалина Валерий Трояновский – бывшая звезда киевского «Динамо». К радости хозяев, отчаянно ругавших все промахи своих игроков и хваливших команду «техничных» гостей, выиграли сахалинцы 2:0. А на трибунах …все замерзли, особенно в 1-м тайме. Холодный ветер пронизывал зрителей, несмотря на солнце.
До ночи просидел у Титова, в аккуратной чистой квартире с новой мебелью. Жена Галя – учительница, отговаривающая своих молодых коллег работать на Сахалине и своих учениц – быть инженерами. Казачка из-под Иркутска, 15 лет живет на Дальнем Востоке. Не видела никогда земляники, боровиков.
24 сентября
Сегодня улетаю, встал рано, укладывал вещи. На улице хмуро, в 9 часов начался настоящий ливень. Киевлянин – конструктор судов уверяет, что погода нелетная. Машина Управления везет меня в аэропорт – и тут они верны своему гостеприимству. Дождь закончился скоро. В зале ожидания большая группа латышей, их чартерный рейс задержан уже на 12 часов. Я же вылетаю по расписанию, через час.
Полтора часа в воздухе, самолет начал снижение, долго пробивал толстый слой облаков, и, наконец, внизу показался Амур и очень большой город. Пока был в аэропорту, выглянуло солнце, позже, через 2-3 часа в небе уже не было ни облачка. Тепло. Полтора часа (!) ждал чемодан, вокруг конвейера скопилось сотни две пассажиров. Самолеты отправляются, прибывают, а грузчиков мало. С симферопольского рейса по конвейеру через один плывут ящички с фруктами.
С городом связь хорошая – автобусы «Икарус» за 25 минут привозят в центр – площадь Ленина, которую украшает большой фонтан в обрамлении 4-х колонн и цветов. От площади улица Карла Маркса длиной около 1-го километра ведет к Амуру. Это главная улица города, но, несмотря на высокие дома на ней, далеко не просматривается из-за аллей с деревьями по обеим сторонам. Высотный почтамт, дом рыбаков с якорями, «Совкино» - старый кинотеатр. На берегу Амура парк со стадионом и аттракционами.
Лишь в 3-й гостинице получаю койку – на дебаркадере речной пристани на самом Амуре! Здесь река очень широкая, где-то далеко противоположный берег – там ведь Китай. На берегу мальчишки со спиннингами или просто с длинной леской ловят мелкую рыбу.
До конца рабочего дня успел переговорить с работниками авиабазы. Долгие поиски второй организации дали слабые результаты – снегоочиститель далеко от Хабаровска.
Чтобы познакомиться с городом весь вечер бродил в кварталах от Амура до центральной площади. В двенадцатом часу на улицах и берегу реки уже пустынно.
25 сентября
В комнате 7 коек, когда проснулся, осталось 3 жильца. Один – студент-заочник, приехал из Уссурийска сдавать 11 экзаменов (!), осталось три.
За окном мачта экскурсионного парохода «Миклухо-Маклай», везет группу отдыхающих.
С утра был в музее, у входа необычный экспонат – огромная каменная черепаха (до 2-х м длиной), установленная в 12 веке в Уссурийске на могиле вождя племени. В залах представлено много видов рыб с Амура и морских, животных. Тигр-великан. Гималайский медведь, берлога которого находилась в дупле 500-летнего дерева на высоте 18 м от земли. Срез берлоги и чучело медведя длиной около 2-х метров впечатляют.
С двумя фотоаппаратами брожу по городу. От вокзала до Амура по улице Серышева несколько километров, по пути много интересного. Перешел в гостиницу «Дальний Восток». Номер на двух человек, просторный, уютный и …дешевый. Телефон, мягкие кресла, письменный стол и большое зеркало на стене с лампой дневного света. Правда, пришлось подождать соседа, унесшего ключ. Ни один ключ с двух этажей не подошел - сделано в Эстонии. Москвич, родом из Смоленска, здесь в Хабаровске называет меня земляком – одну картошку едим!
26 сентября
Лечу в Красноярск. Видимость хорошая, будем пролетать Алдан, Киренск, Канск. В самолете свободно, поэтому выбираю место у окошка в первом салоне, там лучше видно. Как только скрылся из вида Амур, долго летим над гористой местностью. Горы видимо, не высокие, покрытые лесом, и сейчас осенью каждая вершина обозначена ярко желтыми пятнами осенних красок. Вся поверхность внизу представляет пятнистый ковер с бороздками ручьев и речушек, разделяющих каждую вершину. За 40-50 минут полета видел всего 2-3 дороги и несколько домиков. Затем внизу проплывает равнина с вычурно петляющими реками – петля влево, петля вправо, одна короче, другая длиннее. Но в каждой такой петле внутренний берег представляет собой песчаную отмель-скобку. Постепенно ландшафт становится равнинным с ярким осенним цветом. Пролетели большую реку, даже в ее притоке видны небольшие суда. Очень редко появляются пятна пашни - тайга, тайга, кругом тайга.
Летим 1.15, впервые виден небольшой городок с рядом улиц. Есть люди, и, возможно, поэтому одновременно видны внизу три дыма – что-то горит в тайге. Внизу все время горы (вообще-то, здесь их называют сопками), то повыше – серого тона, то пониже – с яркожелтыми вершинами и долинами. В полете 3.00, внизу озеро Байкал, из-за облаков видна его северная часть. Но это был как раз район Нижне-Ангарска, казалось, видна даже бухта Аяя, где мы завершили поход в 1969 году. Вдоль озера на юг протянулись отроги Прибайкальского хребта. Минут десять летим над заснеженными вершинами с блюдцами озер и ниточками речек, блестевших на солнце. Сверху это скопление гор кажется странной фантазией природы. Лес в ущельях темный, обрывается посреди склонов. И вновь тайга, теперь видны сопки, у которых весь обращенный к югу склон и вершины покрыты рыжим ковром леса.
За бортом – 38 С, а солнце хорошо пригревает у окошка. Что делать в самолете за 5-часовой перелет? Многие после сытного обеда откинули кресла и заснули. Но не все - стюардессы постоянно сообщают по микрофону о пролете городов. 3.30 в полете, внизу Ангара, очень широкая, берега сильно изрезаны. И река и берега пустынны, не видно ничего живого. Но вот внизу большая Братская ГЭС. Отлично видна плотина и вся дамба, как линейка, положенная на реку и сдерживающая напор воды. По обе стороны реки город Братск. Дома стоят очень просторно и занимают большую площадь. Хорошо видны четкие квадраты кварталов. Странно только, что здесь река идет на СВ (я представлял, что к Енисею - на запад). Пока мне везет, почти все, что интересно внизу – слева по курсу, т.е. с моей стороны.
В полете 4.20, за бортом сплошное молоко, самолет пошел на снижение. Минут 20 пробивали толстый слой облаков, но ни разу не качнуло. Посадка в Красноярске, хмуро, + 11 С. Сразу полил дождик. Вновь минут 40 жду чемодан и получаю его подранным. Аэропорт в черте города, троллейбус привозит в центр за 20 минут. Да, в аэропорту встретил однокурсника Размысловича, все годы после окончания института работает здесь в Усть-Кутском лесокомбинате.
Устроился быстро, во второй гостинице по счету – в здании автовокзала. Номер на двух человек, очень теплый. В окно виден Енисей и правобережная часть города. Красноярск разделен рекой на две части, центр в старом городе, на левом берегу. Здесь параллельно Енисею три улицы: Карла Маркса, Ленина, Мира (главная из них). Характерно для старого города – в начале проспекта Мира деревянные старые дома. В самом центре к Енисею идут улицы Сурикова, Вейнбаума и Перенсона, последние – революционеры, расстрелянные белогвардейцами. В левобережье находятся вокзал, Красная площадь, площадь Революции. Высоко над городом возвышается часовня – небольшая сторожевая башня, оставшаяся с давних времен. Между правым и левым берегами есть Остров отдыха. Там парк, овальная чаша стадиона, выполненного по оригинальному проекту – овал, перегнутый по оси футбольного поля, поэтому трибуны центра высокие, а за воротами – низкие. Правобережье – огромный промышленный район города, центр которого протянулся на несколько километров – улица им. Красноярского пролетария. Последние номера домов – до 190, это на улице, где стоят только 5-этажки. В городе заканчивается строительство красивого здания зимнего цирка, на берегу реки – новый концертно-танцевальный зал, облицованный дюралевыми коробками размерами 0,5х0,5м и глубиной до 20 см.
Весь город окаймлен горами, покрытыми лесом, в основном, лиственным, расцвеченный сейчас яркими осенними красками.
Сегодня 26 сентября – месяц в командировке и День машиностроителя. С соседом, главным инженером карьера из Кемерова (Морозов), идем в ресторан. Он не пьет совершенно, поэтому заказываем только ужин. Официантка подозрительно глянула на нас и предупредила, чтобы мы свою водку не распивали.
Во втором часу ночи телефонистка соединила с Минском, слышимость прекрасная.
27 сентября
Ходил в институт – филиал ВНИИстройдормаша. Долго искал его по пустырям, хорошо, что репродуктор доносил мелодии из классических оперетт, и было весело шагать. Визит был недолгий, познакомился с молодыми сотрудниками отдела дорожных машин, которые тоже занимаются вопросами снегоочистки. Показали мне эскизную проработку нового снегоочистителя, правда, небольшой производительности. Вечером не мог дозвониться на работу, пока, наконец, не услышал знакомый голос нашего руководителя. Посмотрел новый фильм «Дорога на Рюбецаль» в Совкино, наверное, это название кинотеатра с довоенных лет.
В гостинице темно – авария, отключили свет. Это не помешало разговаривать с соседом – азербайджанцем о национальном вопросе.
28 сентября
Снова был в институте, после чего прибежал в гостиницу, чтобы собраться в Дивногорск. В номере сосед и две молодые женщины, назвавшиеся Галинами. А у меня остаются минуты до отхода автобуса! Хватаю фотоаппараты и бегом вниз, хотя сосед, старавшийся явно и на мою долю, отговаривает. На автобус опоздал – он уже тронулся с места, а по строгим порядкам Красноярского автовокзала меня уже не имеют права взять.
Черт с вами, через 15 минут, пробежавшись по красивой пустынной набережной, я в «Ракете», на ней даже быстрее. Всего 10-15 пассажиров, но отходим по расписанию. Довольно скоро минуем городские набережные. Новый район города высоко-высоко над рекой. В этом месте берега высокие, обрывистые, до 300 м – жить на берегу реки, и быть так далеко от нее. На обоих берегах березовые рощи с желто-зелеными кронами. По правому берегу проходит железная дорога. В одном месте скала высотой метров 10, так и осталась между берегом и рельсами. Красивый дачный поселок на левом берегу выглядит лубочным на фоне уходящего далеко вверх покрытого лесом склона.
Вскоре река сузилась и «Ракета» подошла к Дивногорску. 500 ступеней в этом городе начинаются прямо с набережной, на которой в квадратах бетона оставлены березки. Кругом лес, кажется, что здесь вырубали столько, сколько надо было для строительства домов, не больше. За первым рядом высоких 9-этажных зданий – лес и несколько сказочных теремков детских садов. Следующие террасы города пониже, но также везде чисто и укрыто кронами деревьев.
В 3-х километрах отсюда самая большая ГЭС в мире – Красноярская. Городской автобус № 1, единственный маршрут, который подвозит к плотине высотой 110 м. Шлюзы закрыты, тихо, зато из проходной здания ГЭС идет поток людей с работы. Многие в штормовках – очень распространенная в Красноярске униформа. На другом берегу бетонные направляющие для подъема судов в обход плотины. Там работы еще завершаются, масштабы огромны.
Всех рабочих увозят автобусы, становится совсем пустынно. Еду обратно в город. Недалеко от гостиницы «Бирюса» художник рисует панораму противоположного берега. Там есть небольшой островок, около которого несколько лодок, их владельцы по колени в воде с удочками. А к самому берегу причалил небольшой пароходик с белой надстройкой, на фоне 300-400 метровой высоты зеленого склона кажется игрушечным.
29 сентября
Быть в Красноярске, и не увидеть знаменитые Столбы, было бы непростительно. Городской автобус за полчаса доставляет от центра в пригород к турбазе. Она расположена на берегу Енисея. Старые деревянные дома закрыты – сезон окончен. Традиционный щит с лозунгом «Туризм - лучший отдых» и изображения туристов в шароварах. Впрочем, турбаза только пункт, откуда берет начало дорога к Столбам. До них «всего» 7 км по ущелью речки Поперечной, названной почему-то без особой фантазии. Ущелье не глубокое, склоны закрыты лесом. Внизу лиственный лес, местами сплошь березняк. Кроны деревьев уже ярко-желтые, трава еще зеленая. Треть пути иду по асфальтированной дороге, остальная часть в процессе строительства. Сбоку за кустарником петляет старая тропа, по которой шли десятки и сотни тысяч туристов и столбистов, как здесь говорят. Возможно, уже скоро Столбы станут намного ближе и доступнее, но это будет уже не так интересно. Хорошо, что сейчас кордон стоит в 3-х километрах от шоссе – дальше машинам въезд воспрещен. И вот уже сзади меня из автобуса выходят школьники-пятиклассники с сеточками маминых завтраков – у них поход на Столбы. Лес переходит в хвойный, дорога становится все круче, и хотя какой-то столб виден издалека, до него идешь почти час. Пусть запыхавшись, или с остановками преодолеваешь эту дорогу («пыхтун-гора»), и тебе только еще предстоит увидеть ближе Столбы, главный Столб взят: ты вступил в мир прекрасного!
На большой поляне несколько домиков – это административный центр заповедника. Здесь и метеостанция, и пост милиции, и здравпункт, последние, конечно, уже тоже закрыты. Много щитов с предупреждениями, чего нельзя делать туристу в заповеднике, и лишь одна немая схема расположения столбов – без умения ориентироваться не поможет. Главная достопримечательность в центре – живой уголок. Надпись поясняет, что звери и птицы сюда попали случайно от лесников, детей и других людей, выходивших подранков, или вырастивших у себя, или просто найденных в лесу. Но основное – все звери и птицы ручные, познавшие человеческую доброту. Поэтому главная просьба к посетителям – зла не проявлять. Доброта людей, ухаживающих за ними видна и в кличках животных. Крупная рысь Дикси в одной клетке с собакой. Ей так надоели фотографы, что она уходит в глубину клетки и отворачивается. А вот бурый Миха любит позировать и ходит около сетки, красуясь во всех ракурсах. Волк Ларс – просто красавец и чистюля. Гусыня Сантипа. Журавли. Лиса Марья Моревна. И вдруг – обычная дворняжка, надпись: «Йокси-Мокси, посажен за бродяжничество и мелкое хулиганство». Маленькие зеленые попугайчики. Глухарь величиной с лебедя. Кошка Мура…»посажена за браконьерство». Олененок бродит на травке свободно, кабарга в загородке. На поляне перед домом пони. Познакомился с двумя попутчиками – офицерами в отставке. Федор Алексеевич, высокий стройный с густой шапкой темных волос с проседью. Выглядит моложаво, очень общительный. Он житель Красноярска, на Столбах частый гость. Алексей Петрович выглядит чуть старше, тоже высокий, под шляпой скрыта лысина. Отличный фотограф и путешественник, у него аппарат со сменной оптикой, снимает много и со знанием дела. Перед поездкой из Омска перевернул с дочерью («…она у меня библиотекарь») всю литературу о Красноярском крае.
Федор Алексеевич – наш гид и начинает маршрут от родничка под большим валуном. Вода очень чистая и вкусная. А кругом… разбросан мусор – дикари побывали в гостях. Дикари, именующие себя жителями большого города, культурного центра края. Первым на пути был столб «Первый». Мы подошли со стороны отвесной стены высотой 70-100 м. Наверху несколько тонких деревьев. Альпинистам здесь есть, где тренироваться. «Второй», «Слоник» - маленький столб, стоящий между большими «Дед» и «Перья». С высоты невысокого слоника видно вдалеке еще много столбов, с другой стороны – Енисей и Красноярск.
Спустились быстро, сначала по «вихляй тропе» - крутой, так что ноги дрожат. Нагнали светловолосого мужчину лет 60 с фотоаппаратом. Сначала долго молчал, а потом на вопрос «Откуда Вы?» ответил на плохом русском языке: «За 6 тысяч километров, с самих берегов Балтийского моря, из Таллина». Мы рассмеялись и сказали, что хорошо знаем его город. Алексей Петрович там служил, я был не раз. Эстонец, приехавший в гости к дочери, был очень удивлен и взволнован тем, что первые встречные так хорошо знакомы с Таллином.
К концу дня успел зайти в музей Сурикова – сохранился дом, где он родился, долго жил и написал «Взятие снежного городка». Художник, сохранивший на всю жизнь любовь к родному краю, говорил: «Краснояры сердцем яры». Поэтому экскурсовод тепло говорила о Сурикове. Все писал с натуры: казни видел на площади в Красноярске, ездил в Альпы и спускался на «всем», объехал все Ермаковские места. Кончаловские и Михалковы – потомки Сурикова. Он переложил для гитары Аппассионату и Лунную сонаты.
30 сентября
«Какое счастье, что у нас такая огромная страна» - слова соседа в самолете (он имел в виду, что успеешь проспаться…). Всё правда, и счастье, и огромная. Шесть часов с небольшим лету до Москвы. Уже пролетели Кемерово, Новосибирск, Омск, Тюмень. За окошком видны только облака. Какой-то самолет, блестя на солнце, обогнал нас, возможно, Ту-114.
Сосед –преподаватель МГУ, сейчас уже отошел, а вначале был «тепленький», и просил меня устроить своим заместителем, когда я буду директором института…В Магадане. Чуть позже он нашел, что я – артист Юрский.
Домой, Домой! Пока сегодняшний день складывается хорошо. Утром был в автохозяйстве авиаторов. Главный инженер Александр Михайлович – самый высокий человек на базе, сам водил Д-902 и строго следил за его обслуживанием.
Билет зарегистрировал быстро – все же транзитный пассажир. До отлета оставалось часа два, и, сидя в кресле зала ожидания, обратил внимание на схему авиалиний Союза – такие есть во всех аэропортах. От Красноярска до Москвы - это больше чем полпути до Камчатки, Сахалина. Сегодня у меня будет самый длинный день – 28 часов, хорошо бы, чтобы хватило добраться до Минска.
В полете 5 часов 10 мин., пролетели Казань. В окошко видна Кама, она то приближается, то удаляется. Много отмелей, селения уже видны часто, стало меньше лесов. Еще немного, и будем в Москве. Самолет пробивает тонкий слой облаков, такой тонкий, что солнце светит сквозь него. Посадка в 16.15, температура в Москве + 10 С.
В 20 часов есть рейс на Минск, казалось, дом рядом. Но дальше все было не так, как хотелось. В 17.40 получил багаж – на глазах пассажиров чемоданы везли на ломаной тележке, и затем бросали на транспортер. В 19.00 прибыл во Внуково. Березовые рощи подмосковья несколько отвлекли внимание и успокоили. Но мест нет, и десятки пассажиров с транзитными билетами ждут у стойки чуда. Чудес не бывает, самолет улетел без нас. Полчаса в очереди к администратору – большинство просят место в самолете. Час сорок сдавал чемодан в камеру хранения, свой и …девушки с нашего рейса. Она в это время стояла в очереди за получением мест на завтрашний рейс, тоже с двумя билетами.
22.30, идем в гостиницу. Мест, конечно, нет: «Ждите». Но частный сектор не дремлет и, набрав партию бездомных, пожилая женщина ведет нас к себе на ночлег, 2 руб (!) с человека. Черт с ним, зато близко, чистая постель, тихо…до 4-х часов, когда вдруг в соседней комнате заплакал ребенок. Позже уже не спал до утра.
1 октября
Улетели вовремя. Толстобрюхий АН-10 вместил всех желающих. Среди пассажиров много гостей – участников фестиваля телефильмов. В кармашках кресел газеты «Звязда». Товарищ из Душанбе (потом оказалось, зам начальника управления и радио Таджикистана) воскликнул: «Ошибка!». С удовольствием перевожу им статью о подготовке к фестивалю. Сосед по креслу – пожилой казах с рядом орденских планок. Летит в Пинск на встречу партизан. Просит написать русскими буквами белорусскую фразу: «Дарагия таварышы! Сардэчна запрашаем да нас у госци!».
Но вот загорелось табло, самолет идет на посадку. Погода аналогично московской, + 11 С. Здравствуй, дорогой Минск, блудный сын вернулся!
Послесловие
Результаты командировки удовлетворили наше руководство – снегоочистители Д-902, выпускаемые заводом «Ударник», хорошо себя зарекомендовали в условиях Дальнего Востока.
А уж как меня удовлетворили!
Корякский вулкан
На склоне Авачинского вулкана
На пути к вершине
У кратера Авачинского вулкана
Авачинская бухта в Петропавловске-Камчатском
Бассейн на горячих источниках в Паратунке
В музее
В селе Чернышевка Приморского края
Рыбалка на мелководье
Горбуша отнерестилась и погибла
Морские водоросли в заливе Анива – юг Сахалина
Лов кеты на рыбзаводе
На Амуре в Хабаровске
Красноярские Столбы
Эрнст Шендорович.
Автор: Эрнст Шендорович
Год: 1971
Регион: Дальний Восток