Средняя Азия. 1972 год
Средняя Азия. 1972 год
Средняя Азия. 1972 год
Алма-Ата. Экскурсия на Иссык
28 июля
C утра на туристской базе Алма-Аты бурлит жизнь. Все туристы на площадке в ожидании автобусов на экскурсии. Старший инструктор Лидия Васильевна, отзывчивая симпатичная женщина дает разнарядку водителям и экскурсоводам. Маршруты далекие и близкие – г.Фрунзе, турбаза Горельник, озеро Иссык, ВДНХ, по городу. Сегодня есть возможность поехать с группой, следующей на Иссык, значит еду. Колонна из 4-х автобусов, из них один интуристовский, мчит по прекрасному асфальтированному шоссе. До Иссыка 70 км, до границы с Китаем в этом же направлении – 333 км. Дорога идет по равнине, за рядами пирамидальных тополей поля низкой пшеницы, чередующиеся с зелеными коврами овощных культур. Справа, как граница, горы с белыми шапками вершин, частично прикрытых облаками.
Плакат «Осторожно, велогонка» вскоре дает знать – автобус то мчится по шоссе, обгоняя другие машины, то пристраивается к колонне, следующей за очередной четверкой велосипедистов – гонка командная. Поворот направо, и дорога постепенно начала подниматься, теперь горы впереди. Слева и справа курганы, срытые сверху – здесь были найдены богатые захоронения. Когда проезжали небольшой дачный поселок, экскурсовод обратила наше внимание на домик с мансардой – стены из бутылок.
Цель нашей поездки – посещение озера Иссык, точнее, того, во что оно превратилось в результате природной катастрофы.
[Из описания экскурсии на турбазе - Высокогорное озеро Иссык было подлинной жемчужиной Казахстана, местом отдыха жителей и гостей столицы Казахстана. В воскресенье 7 июля 1963 года на озеро обрушился селевой поток, один из самых крупных и разрушительных на территории СССР. Озеро Иссык исчезло, превратившись в поле из валунов и засохшей грязи. Селевой поток унес около тысячи жизней и стал причиной значительных разрушений в городе Иссык, на пути селем были снесены пионерские лагеря].
Русло реки Или – сплошное нагромождение камней. Сейчас посреди него журчит небольшой поток. Город Иссык - несколько 3-х этажных зданий, 2-х этажный универмаг, все остальное – мазанки. Сразу за городом началась настоящая горная дорога – то вверх, то вниз. Узкая полоса асфальтированной дороги вдруг обрывается – это первая наша встреча с последствиями селя. Едем прямо по спланированному руслу реки, остатки дороги видны наверху. Тогда 1,5 километра дороги обрушилось вниз, а оставшаяся полоска асфальта, как на графике, очертила старую трассу. Вскоре оказались в глубоком ущелье. Впереди, высоко на склоне, видна сохранившаяся часть дороги. Не верилось, что мы там скоро будем. Но минут через 10 достигаем отметку высоты 1532 м, еще 5-7 минут – 1700 м, перевальная точка и автостанция. Дальше автобусы не пойдут. Сзади осталось глубокое ущелье, на дне которого извивается белопенный узкий поток воды. Впереди – поросшие елями склоны гор и широкая котловина с небольшим озером. Дорога ведет вниз к турбазе Иссык. Каменная насыпь с портретом Ильича и арка с плакатом – вход в турбазу. Многочисленные домики разбросаны в районе старого берега озера, заросшего густой растительностью с яркими цветами от фиолетового до голубого тонов.
7 июля 1963 года здесь произошла трагедия – на Иссык обрушился сель. За 8 часов 12 валов камней, воды, грязи и леса причинили страшные последствия – многочисленные жертвы, озеро ушло в реку, прихватив два завода в г. Иссык, 1,5 км дороги, две улицы и большую площадь береговых откосов.
Линия леса очертила старую границу озера, имевшего 1,5 км в ширину и 800 м в длину. Теперь это неглубокая чаша воды диаметром 200-250 м. Большая часть старого дна обнажилась. Стоят ржавые остовы двух катеров, ходивших когда-то по озеру. На берегу, почти у самой воды юрты - снимался фильм казахской студии «Кулагер» (кличка коня).
Хотя бы символически надо искупаться, некоторые местные туристы плавают. Вода холодная, у одного из берегов прямо из земли бьет фонтан – родник. И все же, сняв обувь, брожу по холодной воде. Дно песчаное, плотное. Но времени в обрез, идем на автостанцию, где ждут автобусы. Автостанция просторная, в ширину метров 30, Стены белые исписаны именами «покорителей». А в момент нашего отъезда там…коровы.
В город домчались быстро, водители очень опытные. Вечером часа полтора лил дождь – зачем он теперь, перед походом?
Из Алма-Аты на озеро Иссык-Куль
через Тянь-Шаньские перевалы Озерный и Аксу (отрывки из дневника)
В перечне пешеходных путешествий, организуемых Республиканским советом по туризму, имеется поход 1 категории сложности по маршруту г. Алма-Ата – перевал Озерный (3620 м) – перевал Аксу (4151 м) – оз. Иссык-Куль. Продолжительность – 6 дней, протяженность – 130 км. Я пошел в этот поход с группой туристов, приехавших по путевкам на турбазу Горельник.
2 августа (второй день похода)
Ночью, часа в 3, проснулись от жары и тесноты, приоткрыли полог палатки. Выглянувший из-за гор полумесяц залил светом все ущелье, небо усыпано звездами. Сегодня мои соседи дежурные, поэтому вынужденно бодрствовали, чтобы не проспать подъем. В 4.30 они ушли, стало прохладно, но укрывшись еще двумя спальниками, я хорошо поспал до утра.
В 6.00 еже свежо. Белая шапка горы Озерной уже освещена солнцем, а в ущелье оно заглянет еще не скоро. Однако, после умывания обжигающе холодной водой, хожу в тенниске. Завтрак прошел на хорошем уровне – не подгорела и не пересолена каша, все довольны.
Первый час ходьбы по холодку был нетрудный. Мы стояли у речки Малая Озерная, перешли ее по камням. Метрах в 50 правее – Большая Озерная, солидная река, вода с ревом несется вниз, а это только утро. На навесном мостике гидропоста сотрудник снимает показания – скорость воды до 2,5 м/с. По мостику переходим на другой берег реки. Солнце постепенно заполняет ущелье и сразу начинает раскрашивать тусклые цвета в яркие. Ели – в темнозеленые, траву – в светлозеленую, песок – в яркожелтый, а воду небольшого озера – в аквамариновый. Проходим большой лагерь московских туристов. У них здесь сборы, потом зачетный поход 2-й категории сложности.
Наш староста Александр Ефимович весь путь балагурит, рассказывая были и небылицы. Говорит, неандертальцы стали людьми потому, что во время кочевок переносили большие тяжести – это про нас, туристов.
Еще полтора часа ходьбы. Лес сменился можжевельником, потом и он исчез – джейляу (пастбище в горах). Здесь несколько раз встречаются юрты чабанов, отары овец, лошади. К перевалу ведет хорошая конная тропа. Слева все время шумит река Озерная, то сильнее, когда приближаемся к самому берегу, то тише, когда уходим вверх. 11.45, тяжко. Свернули к перевалу Озерный, тропа пошла резко вверх. Сзади остался пик Советов, который мы обходили все эти часы. Вдали, справа от пика Советов, перевал Олега Кошевого (категория 2а).
Наш инструктор Гера – Георгий Иосифович. Ему вчера не повезло – подвернул ногу. Поэтому сегодня веду группу я, так как меня взяли в поход помощником инструктора. Приходится все время оглядываться, чтобы не растягивались Тропа почти четкая, видна неплохо. Вообще, маршрут людный – параллельно с нами идут алма-атинцы, навстречу спешили вниз двое ленинградцев, небольшая группа куйбышевцев. Пастбища закончились, идем по морене. Печет солнце. На привале все разлеглись на камнях.
Следующий переход был самый сложный. Весь Озерный взлет – 6-7 км, но наиболее трудный подъем 300-400 м. Взошли тяжело и тут же все рухнули. Далее был уже легкий подъем, но один пригорок, другой, а перевала нет. Идем 50 минут, вот-вот должен быть перевал. Оставляю группу у ручья – вода еще течет навстречу, иду вперед метров 300 и вижу, наконец, тур. Ура! Высота 3620 – граница Казахстана и Киргизии. Перевал очень широкий, справа гора Озерная, слева гора Легостаева. Снега нет, остался лишь один язычок слева на склоне. Стали на обед – все проголодались.
Теперь нам предстоит спуск вдоль реки Кольалматы. Тропа пологая, идти легко. Ущелье довольно глубокое, на отвесных стенах блестит лед. Солнце палит нещадно, руки в тенниске горят, приходится надеть теплую ковбойку. Река в ущелье настолько глубоко, что остановки приходится делать у впадающих в нее ручьев. Именно на остановках, когда приходишь в себя и осматриваешься кругом, порой разыгрывается фантазия. Вот высоко на хребте кто-то рассмотрел очертания сидящего орла – камня, наверное, несколько тонн весом. В центре снежной стенки увидели «барельеф» девушки в кепке с небольшими косами.
Все ближе ущелье реки Чон-Кемин, где мы собираемся остановиться на ночлег. Но уже на последней перед ним стоянке почти все распластались на траве от усталости. Кажется, дальше нет сил идти, но надо, и пошли вниз. Под ногами сплошные эдельвейсы – маленькие, высотой 4-6 см. Начался резкий спуск вниз. Боже мой, ноги и так устали, а тут еще длиннющий, на 40-50 минут спуск. Тропа крутая, поэтому стараюсь «серпантинить», чуть не подвернул ногу. Группа растянулась, впереди инструктор (сказал, что нога уже не так болит) и девчата. Мужчины, нагруженные больше, тянутся сзади. Последние метров 300 прошли напрямик по склону.
Лагерь разбили на высоком берегу у слияния Чон-Кемина и Кольалматы. Почти вся группа вповалку, а ведь нужно добывать дрова. На другом берегу реки есть небольшие заросли арчи. Река разлилась здесь на 3 рукава, поэтому смогли попасть туда, прыгая по камням, выступающим из воды. Получилось, хотя и подмокли – балансировать с вязанкой дров было непросто.
Дежурили две Галины и староста, ужин приготовили быстро. К этому времени все пришли в себя после трудного перехода. И все же, несмотря на то, что рядом шумит горная река, засыпаем быстро, ведь с 6 часов на ногах.
5 августа (пятый день похода)
Завтрак планировали на 8.30, а он был готов в 7.00 – привыкли к ранним подъемам. Кроме дежурных, на ногах и Юрий Сергеевич, старший из нас по возрасту. Помогли у костра – дежурные молодые. На завтрак рис с тушенкой и какао.
Пасмурно, хотя где-то далеко внизу по ущелью пытается пробиться солнце. А у нас нет даже намека на просветление. Бегаю с фотоаппаратом вдоль реки – изумительные виды, река грохочет, образует кипящие буруны и стремительно несется вниз.
Собираемся не спеша – сегодня относительно короткий переход. Наш лагерь на краю большой поляны на невысоком берегу реки. Здесь верхняя кромка леса – ели высотой 10-15 м и невысокий подрост. На другом берегу крутой скалистый склон высотой метров 250-300.
Вышли на маршрут почти на час раньше. Идем по левому берегу Чон-Аксу, уже видны следы автомобильных шин. Дорога каменистая, часто прерывается впадающими в реку ручьями и небольшими речками с хрустально чистой водой. Погода неустойчивая – то пригревает солнце, то накрапывает дождик. Первый час шли по участку ущелья с резкими сменами ландшафта. В одном месте река разлилась почти на всю ширину ущелья. Потом открылся вид на ущелье справа, откуда устремлялись в долину застывшие каменистые и песчаные потоки. Инструктор рассказал, что это был селевой вынос.
После этого началась широкая пойма с небольшим кустарником, множеством камней и ручейков. Река начала входить в узкое русло, по берегам чередуются зеленые лужайки и островки леса с толстыми елями. В одном ручье все камни покрыты красноватым налетом – соли железа. Следующие переходы шли по сплошной зеленой зоне все расширяющегося ущелья, местами напоминающей наши края. Только вот тропа вьется вдоль ревущей Чон-Аксу, а на другой стороне реки прямо к берегу еще подступают высокие горы с каменистыми обнажениями. …Много грибов – рыжики, сыроежки. От леска к леску стали попадаться загоны для скота. В конце второго перехода – небольшое озеро, окруженное кустарником и пояском камыша. Чуть выше озера большая ферма. А внизу у реки стоянка каких-то молодых туристов. На середине поляны врыт столб с вырезанным идолом, у его подножья много камней. Записка, подписанная «Птеродактиль», призывает пешего и конного спутника положить камень - мы это сделали.
Кругом много кустов жимолости с черной продолговатой горьковатой ягодой. Собрали на кисель, говорят, полезно. Через полчаса ходьбы стали на стоянку у самого берега Чон-Аксу. Место красивое - высокий склон, поросший молодым леском, густая трава. Здесь есть бурная река, подмывающая берега так, что молодые ели либо уже упали, либо вот-вот будут в воде. И тихая заводь, где оказалось много рыбы. И маленький ручеек с хрустальной водой. Быстро разбили лагерь, вот уже запылал костер на камнях у берега. Прогулка за дровами дала возможность ознакомиться с еще большими достоинствами этого места. В траве и на хвойной подстилке прятались рыжики, на полянках девчата нашли немного земляники. Поднявшись по склону, обнаружили великолепный луг с открывающейся панорамой гор и большущими эдельвейсами. Здесь они высотой до 15 см, сросшиеся по 2-3 цветка. Много диких гвоздик красно-розовых оттенков. Красивое место стоянки и установившуюся погоду мы посчитали заслуженным даром за преодоленные трудности.
После обеда отдыхали, кто играл в карты, кто собирал цветы, а наши рыбаки начали налаживать удочки. Кстати, Александр Ефимович через все перевалы пронес свой спиннинг. И вот тут-то пришла удача – начался такой клев, что чуть не каждый заброс «есть». А червей здесь мало, старались экономить. Вдруг пошел дождь, но, несмотря на это, и мне удалось поймать несколько форелей (до 15 см). Вскоре дождь усилился, всем пришлось уйти. В палатке тесно, под моим спальником появилась вода. Пришлось взять топорик и окапывать палатку, подстелить все пленки, которые нашлись.
А дежурные и под дождем приготовили ужин с ухой. Немного переперченная, но вкусно.
Темнеет быстро, из-за дождя рано укладываемся спать. Мокрые штормовки, ботинки лежат в ногах, что будет завтра, неизвестно. А в соседней палатке девчата еще долго поют песни. Все сильнее ревет река.
На озере Иссык-Куль
7 августа
С утра пасмурно, и, как в последние два дня похода, дождь. Пытаемся сушить вещи, развесив их на веранде, из-за этого вид фасада главного корпуса турбазы довольно неприглядный. После завтрака дождь прекратился, многие ушли в село Ананьево, названное по имени одного из героев-панфиловцев. Население здесь начитывает около 11 тыс. человек. Несколько улиц, очень похожих на украинские села. Отличают только арыки и стена высоких стройных тополей. В огородах подсолнухи, кукуруза, много яблонь – в этом году большой урожай. На улице, ведущей к турбазе, в нескольких местах на табуретках расставлены ведра с яблоками, емкости с малиной. В одном таком месте хозяйничает девочка 7-8 лет, деловито моет яблоки и выставляет их на продажу. Вокруг ребятня поменьше.
На базаре грязно. Рядом автостанция. В маленькой палатке женщина продает нам горячие поджаристые хожаны, очень похожие на манты. На прилавках яблоки, помидоры, семечки, …свежая баранина. Молочных продуктов нет. Каменное 2-х этажное здание, в котором разместились универмаг и ресторан, выделяется, как и во всех крупных селах. Все жилые дома – мазанки.
Три километра туда и обратно – прогулка в такую погоду неплохая. Тем более, что мы здесь больше ничем незаняты. Вечером танцы под оркестр, и под дождичком.
9 августа
Наконец, сегодня долгожданная экскурсия в Пржевальск. Небо хмурое и так прохладно, что все радовались, что вчера не дали автобус, и в солнечную погоду мы были на пляже.
До Пржевальска 145 км, дорога асфальтированная. По обоим сторонам дороги поля пшеницы и …маков. Здесь выращивают опиумный мак. Когда он растет, периодически делают подсочку головок мака (ночью), а утром собирают опиумное молочко. План ≈ 40 кг с гектара. Созревший мак, в основном, идет на масло. Поля охраняются, тут же приемные пункты с весами.
Горы и озеро в этом районе как бы отступили. Небольшие деревни с виду почти одинаковы, в каждой горная речка. Первый час езды – сплошной ливень. Но далеко, в стороне Пржевальска, видно синее небо, возможно, нам повезет с погодой. В автобусе, кроме туристов, попутчики – местные жители. Трое учителей - русская женщина и два киргиза охотно рассказывают о жизни района. Вопросы задаются разные - края для нас новые.
Проезжаем небольшой городской поселок Тюп, затем длинный подъем, справа хорошо виден Тюпский залив озера. Спуск в село Михайловка, и вскоре на дорожном указателе читаем: Пржевальск 9 км, музей Пржевальского 7 км. У музея несколько туристских автобусов. Уже солнечно, тепло, но много свежих луж. Длинная узкая зеленая аллея ведет к памятнику, который виден издалека. Темно серый постамент, наверху орел с оливковой ветвью в клюве. Общая высота 4,3 м. Сама аллея из тополей, на остальной площади вокруг яблони, на которых еще много яблок. За памятником могила - низкая плита с надписью: «Пржевальский Н.М. 1839-1888 г.г. – путешественник». Эту скромную надпись просил сделать сам Пржевальский перед смертью. Выдающийся исследователь Центральной Азии, генерал-майор Николай Михайлович совершил 4 путешествия, за год проходил 3,5 – 4 тыс. км. Обладал большой физической силой, рост его был 195 см, вес - 140 кг.
Сам музей представляет собой небольшое старое здание с колоннами, в котором всего 1 зал. Там экспонируются личные вещи карты, документы, печатные работы.
10 августа
С утра ни облачка, синее небо, яркое солнце. В девять уже были на пляже, стояли в очереди за лепешками. Мужчина-пекарь ловко припечатывал заготовки теста на стенки печи. Купались немного – вода у берега грязновато-серая, а вот подальше от берега видна синяя поверхность всей акватории озера. Туристов на пляже относительно немного - сегодня было запланировано несколько экскурсий, часть ушла в поход. После обеда, нажарившись на солнце, отдыхали в комнатах, потом получали продукты. Когда жара спала, взял лодку и часа полтора катался на легкой волне вдоль буев ограждения, где заманчиво синела чистая вода. Но купаться с лодки нельзя – запрет спасстанции. И вот тут мне повезло – инструктор Гера и сами работники этой станции захотели искупаться и взяли меня с собой. Отошли от берега на моторной лодке километра на три. Вода голубая, небо голубое, моторка выкрашена в светлосиний цвет – эту идиллию запомнил надолго. Глубина здесь более 6-7 метров. Ныряли с лодки, плавали, попробовал воду на вкус – солоноватая ( в Иссык-Куль впадает около 80 рек, они вымывают в горах много солей, которые остаются в озере).
Вечером состоялся маленький банкет по поводу окончания похода. Потом танцы на площадке в тополиной роще. В тихую теплую ночь звучали современные ритмы, и все сходили с ума, импровизируя в танце все, что приходило в голову и ноги.
Фрунзе - Ташкент
11 августа
С утра переменная облачность - то хмуро, то солнце освещает все вокруг. Сегодня покидаем турбазу Ананьево и едем во Фрунзе – столицу Киргизии. Выехали в 9.00, чувствуя сожаление и удовольствие: пляж великолепный, хоть солнце было не каждый день, а питание неважное, да и бытовые удобства желают лучшего.
Едем на запад, в противоположную от Пржевальска сторону, но картины за окнами автобуса такие же. Проезжаем села Семеновка, Григорьевка, небольшие города Чолпон-Ата, Рыбачий. Везде одноэтажные дома из самана, только в городах центр осовременен несколькими высокими зданиями. Ближе к Рыбачьему деревьев становится меньше, поля более засушливее – кукуруза высотой не более 30-40 см. Санатории, турбазы, пустынные пляжи.
Проехав Рыбачий, попадаем в Боомское ущелье. Река Чу, шоссе и железная дорога идут рядом. Причем железная дорога – самая высокая в Союзе. Спускаемся от Иссык-Куля с высоты 1600 м до 900 м в Чуйскую долину. Постепенно ущелье углубляется, большую часть времени мы едем на дне его, затем дорога идет по склону, и река для нас остается глубоко внизу. На противоположном склоне женщины в редком кустарнике что-то собирают, может ягоды или грибы. Река ревет и клокочет, у нее впереди 1000- километровый путь к озеру Балхаш.
На обед остановились у двух источников с чистой водой, рядом столовая и небольшой базарчик. Съели по порции лагмана с лепешкой, закусили фруктами. Дальше путь проходил по богатейшей Чуйской долине. Кругом поля, горы отступили. В селах и городах - Ивановка, Кант, Токмак - вдоль шоссе базарчики. В рядах длиной 10-20 метров стоят вплотную ведра с яблоками и крупными абрикосами. Иногда такие базары через 200-300 метров. Дорога отличная, стрелка спидометра автобуса около 100.
Многие километры перед Фрунзе едем в аллее деревьев, за которыми непрерывной цепочкой стоят одноэтажные жилые дома. Столица Киргизии началась с большой тумбы с наименованием города, затем пошли такие же одноэтажные дома с обмазанными глиной заборами.
По оживленной автомагистрали проезжаем современный автовокзал, квартал за кварталом невысоких городских строений, улицу Советскую в центре, большой водный канал, и, наконец - турбаза, почти на окраине. Ни одного высокого жилого здания пока не увидели, вероятно, из-за сейсмичности региона – рядом высокогорный Тянь-Шань.
На турбазе много брезентовых домиков и коттеджей, пыльно, и сначала показалось неуютно. Но разместили нас неплохо, довольно быстро отгладились, переоделись, и в город. Я – в агенство аэрофлота, где затратил 1,5 часа, чтобы купить билет до Ташкента, откуда смогу продолжить свое путешествие в Бухару, Ашхабад, Баку. Зашел на вокзал, но там справочная не дает информацию о поездах из Ташкента.
Когда все вернулись на турбазу, ребята весело рассказывали, как искали центр города. Он все же есть, хотя большая часть центральных улиц 1-2 этажная. Вечером с двумя попутчиками прошлись по этому центру. Большой парк с высоченными стройными дубами закрывает вид на чудесный Дворец съездов, вечный огонь у памятника павшим воинам и выводит по освещенным аллеям к оперному театру и гостинице «Киргызстан». Это и есть культурный центр, здесь же республиканская библиотека. Кругом еще остатки старых строений, но они постепенно сносятся.
Позже на турбазе звучит танцевальная музыка, а танцующих нет. Зато у телевизора и за подшивками газет сидят люди – это отличает от других баз. Ночую в отдельном домике. Ночь безлунная, прохладная.
12 августа
Выспался отлично. В семь радио турбазы объявило подъем, в восемь позавтракали. Пока еще не жарко, а по прогнозу обещает быть горячий денек. До 10 часов ждали автобус, и, наконец, выехали в город. Экскурсия начинается с улицы и памятника Иваницину Алексею Илларионовичу – первому руководителю Советской власти в городе. Памятник выполнен по описаниям очевидцев, но почему-то у русского Иваницина по-киргизски широкоскулое лицо. Памятник установлен в дубовой роще, высаженной в 1898 году. Бегают белки, город «дорос» до них – везде стоят кормушки.
Музей Фрунзе – 3-х этажное современное здание над старой деревянной избой, сегодня закрыт – сотрудники на уборке урожая. Правительственная и театральная площади, завод сельхозмашин, парк имени Юлиуса Фучика, в котором два дерева он посадил лично. Город Фрунзе по озеленению на третьем месте в Союзе после Киева и Алма-Аты.
В лучшем одноэтажном здании старого Пешкека теперь размещаются редакции газет. В парке Фучика очень много юных спортсменов – ребята 10-11 лет соревнуются по плаванию в бассейне с голубой водой. Памятник Фрунзе в сквере у привокзальной площади – знаменитый военачальник верхом на коне, на высоком постаменте, отделанном красным гранитом, авторы молдаване. Аэропорт, медгородок, микрорайоны у подножья гор, которые пока задыхаются от жары без высоких деревьев.
После экскурсии сошли у базара. Среди продавцов немало узбеков. Конечно, много фруктов и овощей, но удивил мясной отдел в павильоне – целые ряды аккуратно выпотрошенных кур, кроликов. Зашли в чайхану. В нижнем зале низкие столики, сидя вокруг них, посетители едят (в основном, манты), пьют чай. В верхнем зале есть высокие столики – можно есть стоя. В меню национальные блюда, берем лагман и мясное рагу.
Потом зашли в книжный магазин. Здесь не жарко, покупателей мало, в отделе Академкнига есть много интересной литературы.
Еще два часа провел на турбазе, распрощался со своими туристами, и в аэропорт, на Ташкент! Вылетели вовремя, хотя предыдущий рейс был задержан по техническим причинам. В самолете читать было нечего, поэтому уснул – за бортом темно, земли не видно из-за облачности, да и время вечернее.
Прилетели в Ташкент, температура + 30 С - это поздним вечером, в 21.30. Автобус подвез к зданию аэропорта. В справочном бюро информации о поездах нет, но пассажиры подсказали, что с билетами на Бухару эти дни плохо, а ближайший поезд идет через полчаса. Бегу к такси – просит 3 рубля. Рядом стоит рейсовый автобус, и я через 15 минут на вокзале…за 5 коп. Поезд идет через 2 часа, следующий – через 2 часа 40 мин, но …билетов нет! Это в одной кассе, в другой – на просьбу: любой билет до Бухары, кассирша, взглянув на мой рюкзак, вздохнула и продала мне билет в купе.
В вагоне соседи – русские из Самарканда, муж и жена. Он хороший экскаваторщик, побывал в Болгарии, поэтому сравниваем сервис здесь и там. Оба жаловались на взаимоотношения с узбеками, трудности доставания всего, учебы, работы. В соседнем купе накладка – выписали билеты узбекам и русским на одни и те же места. Первыми пришли узбеки – старик, его жена и мальчик, видимо, внук. Русские девчонки 14-16 лет выгнали их со словами «…ну-ка, убирайтесь!», их и старшие поддержали. Уже все улеглись, а старик сидел на проходе, около него, сидя на корточках, засыпала жена, пока им, наконец, дали другие места.
Долго еще стояли с экскаваторщиком Володей, пока не переехали сильно обмелевшую Сыр-Дарью. Ночь звездная, у окошка свежо. Между прочим, мои соседи – южане, хорошо переносят жару, и 20 градусов для них уже прохладно.
Бухара
13 августа
Утро началось для меня на станции Самарканд. Все соседи по купе сошли здесь. Одноэтажный вокзал, на перроне несколько человек. Осмотрщики вагонов доложили по телефону, что все в порядке, и поезд тихо тронулся. Солнечно, но еще свежо – местное время 6.30.
Некоторое время вдоль пути тянутся зеленые поля с хлопком, тутовником, кукурузой. Вдалеке видны горы. Уже через час пейзаж изменился на желто-серый – то поля скошенной пшеницы, то просто степь с редкой, выжженной травой. Пыльные грунтовые дороги, километровые лесозащитные полосы. Цвет деревьев и кустарника (в основном, колючки) серый из-за пыли. На станции Нагорная (пока Узбекистан) картину оживила группа стариков и старушек в национальных одеждах, да еще разных по цвету. За окнами часто мелькают небольшие населенные пункты, серые от пыли. Крыши плоские, заборы высокие вровень с домами, создается впечатление, что домов нет, один лабиринт заборов. Людей почти не видно, поэтому эти селения кажутся заброшенными археологическими памятниками. Однако на всех остановках, начиная с 7 утра, вдоль вагонов бегают женщины, предлагая крупные красивые яблоки (апорт) по 1 руб. за маленькое ведерко.
Каттакурганское водохранилище и река Зеравшан снова поменяли краски вокруг. Зеленые поля, арыки, высокие деревья – долго тянулся этот оазис жизни.
«Поезд мусульманский» - так сказал проводник. Это означает, что каждый берет чай в его вагоне сам. Действительно, в нескольких купе таджики и узбеки. У них на столиках никелированный чайник (обязательно свой) и лепешки. Для туриста этот порядок с чаем устраивает – у меня кружка 0,8 л, и чайничек проводника с заваренным «для себя» душистым чаем быстро пустеет.
В поселках и городках, которые проезжаем, видно много ишаков – это самый распространенный транспорт, причем гарцуют на них лихо.
Несколько часов после Самарканда со мной в купе ехал только один старик. Ему очень понравилась моя деревянная ложка и он сетовал, что у них такие редко бывают. А потом в купе стало шумно – моими попутчиками стала семья таджиков из 5 человек. Дедушка – высокий, поджарый старик с белой бородой (дада – дед по-таджикски). Тюбетейка на лысой морщинистой голове. В чистом халате с цветастой подкладкой, который вскоре сбросил. Белая рубашка без пуговиц, подвязанная цветным шелковым платком. Простые серые брюки, аккуратно заправленные в мягкие сапоги с калошами. Мать – в национальном пестром шелковом платье, на голове простой зеленый платок. Трое детей. Старший мальчик в зеленой ковбойке, подстрижен наголо. Девочка лет 4-х, коротко стриженная, в красном платье, в ушах нарядные серьги, на руках – по браслету. Младшенькая – грудное дитя, тихо лежит и размахивает ручками. Дед сразу вытащил чайник и пошел за кипятком. Мать из узелка вытащила лепешку, печенье, конфеты, и все это – прямо на столик. Дети взяли по конфете, бумажки летят на пол. Потом мать заварила чай, и вся семья уселась вокруг столика и принялась за еду.
За окнами все еще зеленеет долина Зеравшана. Слева и справа просматриваются горы. В селениях – серые дома и заборы, обмазанные глиной. Крыши редко шиферные, чаще тоже обмазанные, и такие же серые. Видимо на сараях, крыши – солома, хворост. Здесь развито поливное земледелие – на хлопковых полях блестит вода в арыках. За Навои зеленая долина Зеравшана ушла далеко вправо, снова едем среди желто-серой степи с редкими клочками жесткой травы. Земля сухая, суглинок или супесь.
Наконец, станция Каган. Небольшой город в Бухарской области в 10 км от города Бухара. Именно сюда прибывает масса экскурсантов из всех республик Союза и из-за рубежа, чтобы попасть в Бухару – один из древнейших городов Узбекистана.
Автостанция рядом, доехать до Бухары не сложно – по расписанию автобусы отправляются каждые полчаса. Действительно, долго ждать не пришлось, правда, очень жарко – второй час дня, температура явно больше 30 С. В душном автобусе доехал до конечной остановки недалеко от большого рынка. Отсюда уже виден древний город – цель близка, но надо было сначала решить вопрос ночлега. Зашел в ближайшую от автостанции гостиницу – мест, конечно, нет. Бродить по жаре не очень хотелось, стал расспрашивать дежурного администратора – русскую женщину, где можно найти приют. Еще сказал, что я из Белоруссии, путешествую один. Что ее расположило, не знаю, но она направила меня в старый город, где на днях открылась новая гостиница в бывшем медресе (!)
Гостиница расположена в центре старого города Бухары, метрах в 150 от площади Ляби Хауз, вокруг множество архитектурных памятников. Небольшое 2-х этажное здание медресе отремонтировано, завезена новая мебель. В номерах чисто, новые постельные принадлежности, По-видимому, городские власти таким образом частично решают проблему приема экскурсантов. Сегодня только третий день, как гостиница открылась – поэтому я и попал сюда в числе первых жильцов.
Не каждому выпадает возможность провести ночь в историческом месте - в некогда действующем медресе. Когда-то здесь учились студенты, здесь же, в маленьких кельях–хиджрах они жили. Теперь в этих хиджрах размещены номера гостиницы.
Весь вечер бродил по старому городу наугад, так как ни туристской карты, ни путеводителя не нашел. Здесь много медресе, мечетей, минаретов, несколько мавзолеев – про эти достопримечательности слышал и раньше во время посещения Самарканда. Кое- где сохранились высокие городские стены. Под большими высокими куполами, занимающими значительные площади, оказывается, располагаются все торговые комплексы – рынки, магазины большие и малые, мастерские, защищенные от жаркого климата.
Вернулся на площадь Ляби Хауз – вот где настоящий бухарский оазис. Посреди площади большой водоем, приблизительно 40х40м. Вокруг водоема расположен архитектурный ансамбль из трех медресе. По берегам высокие деревья, в тени которых большая чайхана. Место очень живописное, поэтому вечером здесь многолюдно.
А в гостинице свободных мест уже, видимо, нет. В коридорах стоят несколько раскладушек, где собираются ночевать старики-узбеки, возможно, с ближайшего базара. У меня появился сосед, зовут Марк, тоже приехал познакомиться с Бухарой. Оба устали, поэтому заснули быстро.
14 августа
Проснулись рано в своем худжре. С утра свежо, 16 С. Прошлись с Марком по пустынному двору. Несколько узбеков, рассчитавшись, уже уходят, стариков на раскладушках тоже нет. Обошли медресе кругом, ведь «удобства» во дворе, выходов из худжр во двор нет. Моемся из умывальника, у колонки на улице нельзя – об этом просил наш «хозяин» - директор. После того, как умылись и нафотографировались в самой оригинальной гостинице мира, пошли завтракать. У Ляби-Хауза в чайхане несколько человек пьют чай с лепешками – больше ничего нет. Идем к диетстоловой. С утра там идет продажа свежей рыбы – большие сазаны. Стоит очередь за разгружаемым молоком. Улицы пустынны, люди видны только на остановках автобуса. Завтракаем лепешками с холодным кислым кефиром – это в диетстоловой. Марк еще взял сырые яйца со штампом 1/V11, зато по 16 коп. за штуку.
Сегодня с утра у нас самая интересная экскурсия - в Махасу, загородную резиденцию бухарских эмиров. Идем пешком до колхозного рынка и от автостанции едем около 4-х км в автобусе, переполненном местными жителями в ярких пестрых одеждах. Шоссе асфальтированное, по сторонам низкая зелень, очень пыльно, в 9 утра уже жарко.
Остановка у указателя - Махаса, санаторий почечников. Вдоль дороги к санаторию арык, небольшие деревья. Стараемся идти в их тени. Дети играют у воды, несколько женщин сидят в тени дома, на коврике какая-то еда. Вскоре увидели решетчатые ворота дворца. Подъехал автобус с туристами из ГДР, мы идем в хвосте группы. Основная достопримечательность для осмотра – Белый зал летней резиденции эмира. На остальной территории – санаторий. Во дворе Белого зала бездействующий фонтан. Деревянное резное крыльцо с деревянными львами. Напротив высокая каменная веранда с резным карнизом, голубыми стенами и позолоченным орнаментом на них. Стены большого зала белые с тонким орнаментом. В комнатах разнообразные, один другого краше интерьеры с отделанными стенами, люстрами, зеркалами. Выставлены богатые одежды, ковры ручной работы, большие фарфоровые вазы. За нами идет группа из Франции. Но они уезжают на автобусе, а мы идем пешком по пыльной дороге, и в тени столба (!) шеренгой ждем автобуса. Минут через 15 втискиваемся в переполненный автобус и возвращаемся в город.
Водитель остановил автобус перед автостанцией, чтобы собрать дань с необилеченных пассажиров. Бросаемся к киоскам с водой. Через 15 минут, вскочив в городской автобус, едем к Зиндону. Бывшая тюрьма, несмотря на муляжи, не показалась нам зловещей, страшной, как ожидали. Яма, снизу широкая, сверху узкая, не такая уж глубокая. Правда, стало не по себе, когда прочитали информацию для туристов: глубина раньше была 38 футов, внизу были острые колья, …злые клопы, которых кормили мясом, и темнота (ужас!). А сейчас у подхода к яме сидят 4 женщины, болтают и собирают по 4 копейки с посетителей.
Теперь на рынок. Фрукты очень дешевые (виноград, персики - 1 руб., груши 2,5 руб.). Зашли к знакомому по гостинице деду, который выбрал для нас арбуз, и тут же его съели. (Рядом сидят ребятишки, дают нож. Корки им сбрасываешь в ведро на корм скоту – всем хорошо!). Шли от столовой к столовой, все не нравилось меню. Время рабочее, на улицах не многолюдно. Но в чайхане у Ляби-Хауза полно мужчин. Берем изумительный плов - большая порция, мясо, помидоры, изюм, причем берем без очереди – многие ждут манты, которые едят руками. Два чайника зеленого чая нам хватает запить. Вообще-то здесь грязновато – обувь большинство не снимают и лезут на коврики, потом садишься брюками, остатки чая выплескиваются под ноги. Но торговля бойкая: шашлыки (из рубленного мяса), манты, плов, чай – едят неторопливо, у бассейна в тени деревьев прохладно.
Идем в гостиницу. Во дворе за столиком директор, два гостя, пригласили и нас. Здесь чистый воздух, прохлада, можно отдохнуть. Но время поджимает, через минут десять распрощался со своими попутчиками, и в путь. Забежал в Совет по туризму за значками, там у меня попросили и наш, минский. Обменялись добрыми пожеланиями друг другу, и до свидания, Бухара!
Автобусы на Каган идут часто, и хотя наш водитель подбирал всех желающих по пути (калым, ибо остальные пассажиры брали билеты в кассе), до вокзала доехали быстро. Скорый поезд опаздывал на час, поэтому приходится ждать в очереди за билетом не 40-50 мин, а на час больше. Вижу туриста в шапочке с надписью Letyva, с ним еще один, бородатый, беседуют по-литовски. Спрашиваю - куда едем? - Ашхабад, Баку. Значит попутчики, и планы одинаковые. Первого зовут Володя, он русский, второго – Женя, тот литовец, говорят между собой на двух языках. Оба побывали в Хиве, Ургенче, Самарканде.
В оставшееся время обедаем в дорожном ресторане, где довольно уютно, новая мебель. Дыня, которую купил Володя (он у них начпрод), за час в холодильнике не сильно охладилась, но съели ее с удовольствием. Мой арбуз, купленный тут же на привокзальной площади, оставили на поездку. Время убито, и вскоре пришел поезд. Народа в вагоне много, но часть скоро выйдет в Чарджоу. Сидим вместе с двумя местными железнодорожниками и молодым русским парнем с сестренкой. Вообще, большинство пассажиров русские. В соседнем купе молодая семья возвращается из гостей с Украины, везут подарок - большую банку опят.
За окнами хлопок, хлопок, зеленая панорама – Чарджоуский район. Где-то близко трасса Аму-Бухарского канала. А там где вода далеко, ландшафт совсем иной.
Ашхабад
15 августа
Поезд приходит в Ащхабад очень рано – в 6.30 местного времени. Сразу сдали рюкзаки в камеру хранения, при этом забыл в своем краткий путеводитель, и отправились бродить по улицам города. Сам вокзал небольшой, оформлен в мавританском стиле, сверху окаймлен ажурной аркой.
С утра прохладно, шагаем бодро. Все улицы в зелени, по обеим сторонам арыки с относительно чистой водой. Сворачиваем с улицы Ленина, идущей от вокзала вверх к горам, на проспект Свободы – главную магистраль города. На проспекте много административных зданий. Дома, в основном, двух- и трехэтажные, построены в 50-х годах после страшного землетрясения, происшедшего в октябре 1948 года (за несколько секунд 130-тысячный город был разрушен полностью – из официального сообщения). На всех центральных улицах тротуары укрыты от солнца аллеями деревьев. Подошли к небольшой площади, в центре которой многоэтажная гостиница «Ашхабад». Украшена поясами орнаментов и панно, вокруг здания бассейны, фонтаны, светильники. Вход в ресторан по плиткам, торчащим из воды. На втором этаже отделение «Интуриста». Недалеко от гостиницы Туркменский драмтеатр, на фасаде чеканка по меди, на фронтонах большие каменные вазы с ажурным орнаментом.
На улицах пока редкие прохожие, спешащие на работу, …в основном, русские.
Надо позавтракать, пошли на ближайший рынок – Текинский, он у автостанции. Здесь многолюдно, но у шашлычных еще только собираются разжигать огонь. В чайхане пока есть только чай, мясо жарят по заказу. В открытых дверях подсобки видно, как разделывают новые туши баранины, готовят фарш.
На базаре все подступы завалены дынями и арбузами, продавцы - пожилые туркмены в мохнатых шапках тельпеках. Некоторые завтракают, принося чай из чайханы. Женщина, завтракающая рядом с мужчинами, прикрывает часть лица платком, когда оборачивается к ним. В овощном и фруктовом секторах базара тесно, выставлены виноград, персики, помидоры и прочие дары юга. Запаслись виноградом и крутимся вокруг чайханы в ожидании готовности заказа. А пока фотоаппараты и кинокамера в деле - базар очень живописный. Особое внимание привлекают женщины в национальных платьях. Длинные, до щиколоток, однотонные, больше красных цветов, много и зеленых и малиновых, реже синие, но все краски очень сочные. У многих платье скреплено на шее брошью, или висит кулон. На голове у пожилых женщин обязательно цветной платок, у молодых – нет. Шаровары обязательно отделаны плетеной цветной дорожкой. На ногах – босоножки. В основном, женщины стройные, не полные, такие платья это особенно подчеркивают.
Наконец, мясо готово и нам подают габурлан – рагу из баранины с луком. Мы уже успели выпить 2 чайничка чая, но едим с аппетитом – очень вкусно. Порции большие, сытные, потом добавили еще чайничек, причем, только зеленого несладкого чая.
Продолжили хождение теперь уже по жаркому городу. Плана нет, идем наугад, попадались то пыльные раскаленные улицы, где мало зелени, то тенистые. Выходим снова на проспект Свободы и, не спеша, бредем вперед по его тенистым аллеям. Прямо перед нами собака от жары залезла в арык, искупалась и побежала дальше, увы, нам искупаться негде. И еще экзотика – по проспекту проехал на ослике дедушка с внучкой, а движение на дороге большое.
В конце проспекта Свободы - кинотеатр «Космос», решили там переждать жару. Фильм «Старики-разбойники» нам не очень понравился, но отдохнули. На троллейбусе со всеми открытыми окнами едем в сторону Русского базара. Выходим у кинотеатра «Мир» - вполне современное здание, и идем по бульварам, где преобладают ивы и цветники. В районе базара многолюдно, но есть ли базар в обычном понимании, мы не поняли. А вот магазинов полно, в т.ч. универмаг. В нескольких местах дымят мангалы, шашлыки здесь жарят большие (по 200г. мяса, стоят 1 руб.). И рядом с «базаром» - оперный театр (!) – одноэтажное здание, чуть более рядового клуба.
Дальше выходим на площадь Карла Маркса. Она вся в фонтанах с ивами в бетонном обрамлении, в воде купаются дети. Площадь украшает здание оригинальной архитектуры – Центральная республиканская библиотека им. Карла Маркса. Архитекторы приложили здесь много фантазии, спроектировав перед зданием многочисленные украшения из бетона, красиво дополняющие весь ансамбль.
На средней части площади, в зеленой зоне, каменный тюльпан высотой метров 30, из 4-х лепестков, облицованных розовым камнем. Внутри тюльпана вечный огонь. Это мемориальный комплекс «Борцам революции, павшим в борьбе за установление Советской власти». По тихой аллее проходим мимо ряда каменных надгробий, здесь же захоронена первая пионерка Туркмении, видимо, убитая, судя по годам на постаменте.
Далее площадь Карла Маркса заканчивается, и вскоре начинается площадь перед большим зданием с колоннами – это университет. Мы уже на знакомой улице Ленина, по ней возвращаемся на проспект Свободы, где обедаем в ресторане гостиницы «Ашхабад». Здесь очень красиво - в вестибюле отделка деревом, витражи, металлические кружевные двери. В коридорах, ларьке сувениров, в кафе – везде также отделка из дерева. Вместо хлеба подают горячие лепешки, суп – в больших пиалах, остальное – как обычно. В вестибюле термометр - температура на улице 33 С.
Отдохнув в тихом садике у филармонии, двинулись на вокзал. Продажа билетов началась с маленького столпотворения, но, как и в Бухаре, вмешался милиционер и навел порядок. Через 5 минут, все, кто едет в сторону Красноводска, получили билеты. Последний час в Ашхабаде провели на вокзале, бегая время от времени к автоматам с холодной газировкой – их здесь несколько. Пассажиров много, хорошо видна разница между городскими и сельскими туркменами, последние сидят на перроне с детьми, как цыгане.
Поезд пришел во время, у вагона толпа. Мне удалось без рюкзака влезть в числе первых и занять места – надо отдохнуть, хотя бы в пути.
Красноводск - Баку
16 августа
Сразу за Ашхабадом мы видели однообразный пейзаж до самой темноты. Слева горы Копетдага, сначала еще просматривались складки склонов, потом сумерки сгладили их, оставив только контуры хребта на фоне светлого неба. Много саксаула, здесь он низкий, густо растет. В районе станции Безмеин лежали тюки спрессованного саксаула – корм для верблюдов, которых много в поселках, причем одногорбых. Справа некоторое время видели рисовые поля с сетью арыков, затем до самой темноты пошла бескрайняя равнина с саксаулом. Каракумский канал отошел далеко вправо вскоре после Ашхабада.
В первый час поездки в вагоне было еще очень жарко, обливались потом. Когда смогли умыться, стало легче. Расправились с арбузом, купленным в Ашхабаде, потом проводник принес нам в купе 2-х литровый чайник с чаем – здесь меньше не пьют.
Ночью было очень душно. Около 4-х утра проехали Небит-Даг, известный по географии, как район добычи нефти. В темноте с одной стороны поезда различались слабо освещенные многоэтажные дома, с другой – заводские трубы, корпуса какого-то предприятия. Проводник разбудил нашего Володю, чтобы выходил в Небит-Даге, но тот, конечно, отказался. Через полчаса выяснилось, что проехал свою станцию пассажир с соседней полки.
Проснулся в 7 часов местного времени. По вагону ходят две женщины, компостирующие билеты на паром Красноводск – Баку, наш следующий транспорт. За окнами справа успел заснять экзотическую картину – равнина желтых песков с редкими желтыми колючками и по ней идет караван из нескольких верблюдов. Но вот железнодорожный путь пошел вдоль берега моря – Каспий! Вдали поверхность воды светло-голубая. Теперь справа невысокая горная гряда.
Показался Красноводск – город на самом западе Туркмении. Расположен в бухте и поднимается от берега к горам, так что издалека хорошо виден. Красивый вокзал, на здании наверху среди вязи орнаментов и кружев горит красными буквами «Красноводск». Вокзальная площадь самая просторная в городе. Здесь новая гостиница, 4-х этажный дом искусств с балюстрадой. Выше, в районе старого города торговый центр, базар, кругом только одно- и двухэтажные дома. На базаре масса арбузов и дынь – сезон. Покупаем два, ведь предстоит плыть 12 часов.
Часовая прогулка вполне достаточна, идти в сторону микрорайонов нет смысла. С утра бойко торгуют газводой – очень душно, хотя облачно и нет солнца, Внизу у берега многочисленные причалы морского порта, но рыбы мы нигде не увидели. Музей 26-и бакинских комиссаров еще закрыт. В отделе сувениров гостиницы плакат: «Сувенир на память о Красноводске» - смешно, ни одного местного сувенира не было.
Паром должен был отойти от берега по расписанию в 9.00, но была задержка до 11.00 – ждали запчасти с завода. А мы и некоторые пассажиры пока пили чай в чайхане. Соседями оказались семья русских: он партработник из Гулистана, она родом из Барановичей, сюда попала по распределению.
Вода у берега чистая, с удовольствием мыли ноги и ходили босиком, есть маленькие крабы.
Вскоре объявили посадку, и мы заняли свою каюту в новом современном пароме «Советский Азербайджан». Он плоскодонный, скорость 17,5 узлов в час, берет на борт 290 пассажиров, вмещает 30 вагонов в 4 ряда. Размеры этого судна-гиганта внушительны – длина 135 м, ширина 18,4 м, высота борта 6,2 м при осадке 4,0 м.
Умылись, побрились и быстро вышли на палубу, так как в каюте душно. Довольно много пассажиров, в основном, семьи туркменов, на так называемых палубных местах. За кормой еще хорошо видны очертания Красноводской бухты, но когда прошли между двумя песчаными островами, прикрывающими бухту от моря, вокруг только море. Вскоре разминулись со встречным кораблем, идущим в Красноводск - наше судно отсалютовало флагом, тот ответил гудком. Небо облачное, свежий ветерок, но море спокойное, цвет поверхности воды зеленоватый.
Пошли пообедать в ресторан, есть только борщ и бифштекс качеством на уровне обычной столовой – явно готовят на обед для команды. Но зато цена в соответствии с названием «Ресторан первой наценочной категории» - 1,54 руб. Больше посетителей не было, и мы могли спокойно поговорить с официанткой – русской девушкой, родом из Баку. Когда мы сказали ей что подобный обед в Минске и Вильнюсе может стоить 50-60 копеек, она была поражена тем, что такие цены вообще существуют.
И еще у нас был прецедент с одеждой. Днем совсем жарко, и мои попутчики из Литвы переоделись и вышли на палубу в шортах. Неожиданно для нас это вызвало резкое осуждение и со стороны женщин постарше из команды судна, и туркменов. Ребят пригласил к себе помощник капитана (!) и попросил их понять ситуацию и учитывать национальные обычаи местного населения – пришлось переодеться.
В Баку пришли около двух часов ночи. Вышли на морской вокзал, недавно построенный и довольно просторный. Надо было как-то переночевать, чтобы с утра продолжить путь. Мои попутчики собирались ехать дальше поездом в Тбилиси, а я – пока что к родному дяде Евсею, проживающему в Баку с тридцатых годов. Спать в душном здании сразу не захотелось, надумали поискать где-нибудь поблизости парк, сквер – что попадется, ведь у нас в рюкзаках есть спальники. На улицах темно, ночь безлунная. Прошли несколько сот метров, и, …действительно, наткнулись на какой-то скверик. Забрались в него, освещая путь фонариками, стали стелиться. Вдруг, слышим – подъезжает мотоцикл, и фара светит в нашу сторону. Милиционер, пожилой старшина, расспросил, что мы здесь делаем, проверил документы и, по-доброму с улыбкой, сказал: «Вы не придумали ничего лучшего, чем переночевать в сквере …у Дома Правительства Азербайджана(!). Лучше вернитесь на морской вокзал».
Так и сделали. Улеглись на свободном месте за ларьком союзпечати, там и пол был достаточно чистый. Утром проснулись от негромкого обращения: «Ребята, вставайте!» - худощавый интеллигентный старичок в очках уже разбирал связки с прессой. Поблагодарили его, уложили рюкзаки и в путь. Уже светает, ходит общественный транспорт. Распрощался с Володей и Женей, и на этом наше совместное путешествие закончилось.
Алма-Ата. На турбазе Горельник
Вверх к перевалу вдоль реки Большая Озерная
Все ближе перевал Озерный
Переправа
К перевалу Аксу
Вид с перевала Аксу (4151 м)
Река Чон-Аксу
Это уже Киргизия
Озеро Иссык-Куль
Памятник Пржевальскому
Бухара. Главная площадь старого города
Бухара. Гостиница в бывшем медресе
Площадь Ляби-Хауз
Бухара. Улица в старом городе
Бухара. Летняя резиденция эмира
Арк - древняя крепость в Бухаре
Бухара. Медресе и мавзолей
Торговые ряды
Бухара. Минарет
Бухара. Ремонт медресе
Бухара. Городской транспорт
Ашхабад. На Текинском базаре
Красноводск. Вид на морской порт
Портрет на память о походе на озеро Иссык-Куль
Эрнст Шендорович.
Автор: Эрнст Шендорович
Вид туризма: Пеший
Год: 1972
Регион: Средняя Азия