Река Воря
Река Воря
На байдарке по реке Воря
Для начала уточним, что данная статья относится к подмосковной реке Воря - притоку Клязьмы, во избежание путаницы (есть еще река Воря в Смоленской области, впадающая в Угру).
По данным из "Википедии", длина реки 108 км, уклон 0,94 м/км. На картах обозначено течение 0,2 м/с.
По этой реке можно проложить несколько маршрутов для сплава на байдарках, на 1-2-3 дня, в зависимости от уровня воды можно начинать сплав от Абрамцево или Красноармейска, приехав туда электричкой с Ярославского вокзала, либо забрасываться на реку автомобилем - вариантов подъезда к Воре очень много, особенно ниже Красноармейска.
Верхняя часть реки (Абрамцево - Красноармейск) предпочтительнее для прохождения по высокой воде, во избежание многочисленных обносов, лучше использовать одноместные байдарки и каяки. В зависимости от уровня воды, сплав на байдарке на этом участке реки может носить спортивный характер - узкая, извилистая речка с хорошим течением, периодически уходящая под нависающие кусты и стволы деревьев, требует внимательности и своевременных маневров. Во время паводка тут нужно быть в каске и спасжилете - река по спортивным меркам несложная, но всякое бывает. Проходим этот участок и летом, но такой поход потребует трудозатрат - нужно быть готовым к обносам и проводке байдарок. Зато на этом участке реки меньше населенки и легче найти место для стоянки.
Ниже Красноармейска Воря тоже течет бодро, по опыту сплавов есть ощущение, что заметно быстрее 0,2 м/с, указанных на карте. Если начинать сплав от Красноармейска, то собирать байдарки удобно у автомоста через Ворю - после выхода из электрички пройти немного вперед и повернуть направо, до реки от станции 500 м. Немного ниже Красноармейска на реке есть капитальный завал (по сплавам в 2015 и 2016 гг.), требующий обноса по правому берегу, впрочем короткого - метров 20, и простого. Завалы дело непостоянное - падают новые деревья, их смывает паводком, грызут бобры, валит ветром - появляются новые завалы; их также смывает паводком, разбирают и пропиливают туристы; в общем постоянно что-то меняется, но при среднем и высоком уровне воды в Воре можно рассчитывать, что на участке от Красноармейска до устья Вори байдарки придется обносить 1-3 раза. На этом участке поиск стоянки летом, особенно для большой группы, представляет некоторую проблему - берега довольно плотно заселены, во многих местах к реке есть автомобильный подъезд, на берегах растут новые СНТ; как правило, летом в ряд стоят рыбаки и шашлычники; но найти стоянку вполне возможно - при планировании смотрите свежие спутниковые снимки и народные карты ОСМ, на них как правило, вся застройка появляется довольно оперативно.
Например, в конце мая 2015 г. мы сплавлялись по Воре от Красноармейска. Всего на маршруте был один обнос (упомянутый выше завал), на стоянку встали ниже д. Кармолино, на левом берегу реки, напротив СНТ Клюквенное. Весь маршрут (около 50 км) был пройден за 8 ходовых часов на одноместных байдарках. Ради эксперимента, в конце августа 2015 года прошли этот маршрут за один день на каркасно-надувных байдарках - воды было заметно меньше, но обнесли тоже только один завал, финишировали уже в темноте.
Если 50 км много, можно начать маршрут от Каблуково, у моста Фряновского шоссе. Добраться сюда можно автобусом от станции Щелково (Ярославское направление) или из Москвы (от Щелковского автовокзала автобус 335 - но необходимо уточнить про остановку у Каблуково, т.к. в расписаниях на Яндексе на момент написания статьи её нет), либо на такси от станций Щелково или Воронок. Собирать байдарки удобно под мостом, как на левом, так и на правом берегу реки. На правом берегу есть продуктовый магазин - в 400 м от реки. По этому участку реки мы сплавлялись на байдарках не раз, как за один день, так и за два; надо заметить, что за последние годы река стала проще - некоторые завалы убрали, и сейчас по высокой воде на Воре препятствий, можно сказать, нет (может придется обнести 1 свежеупавшее дерево, перегородившее всю реку); при низкой воде в нескольких местах потребуются маневры - на остатках плотин, но сложности они не составляют. Воря от Каблуково до Лосино-Петровского хороша для однодневного сплава на байдарках, такой маршрут (33 км) проходится за 5 часов. Разумеется, эта цифра зависит и от уровня воды, и от модели байдарки, и от физподготовки участников, но летом такой сплав по силам любому человеку со средней физподготовкой на любой байдарке (летом - потому что короткий световой день весной и осенью накладывает свои ограничения; идти на байдарке в темноте даже по спокойной реке неразумно). При необходимости можно закончить маршрут досрочно - у Авдотьино (ниже моста Щелковского шоссе, автобусы до Ногинска и Москвы), а также почти в любом месте реки - выйти к ближайшей дороге и вызвать такси, либо поймать попутку. В Авдотьино расположен действующий Николо-Берлюковский монастырь, колокольня недавно отреставрирована.
18 ноября сплавился по Воре от Каблуково на байдарке "Тайга 280". Для однодневных сплавов важна скорость сборки байдарки, и тут надувные байдарки вне конкуренции, так как позволяют быстро встать на воду и максимально использовать световой день (осенью это особенно актуально). Каркасные байдарки обычно идут быстрее надувных, но куда большее время сборки (и разборки) съедает это преимущество. Забросился на такси от станции Воронок, на сборы в целом ушло полчаса (не торопясь), из них на накачивание байдарки до рабочего давления (использовал насос от фитбола) - 8 минут. Воды в реке оказалось много, все мели закрыло, обнести пришлось лишь одно недавно упавшее дерево; течение в реке хорошее, почти прекращается на последних километрах перед впадением в Клязьму, сама Клязьма тоже течет не торопясь; по берегам Вори в паре мест идет стройка коттеджей. Всего на сплав от Каблуково до моста в Лосино-Петровском ушло чуть больше 5 часов. Байдарки удобно разбирать на левом берегу реки, под мостом. От моста до станции Монино 2,5 км, которые прошел пешком (при желании можно подъехать на автобусе).
В старых описаниях Вори на участке упоминаются две плотины в районе Мишнево, про первую говорится "обнос по правому берегу". Сейчас остатки первой плотины по низкой воде требуют маневра, проходятся под левым берегом; вторая плотина (видимо остатки ГЭС) также идется под левым берегом, за плотиной - мель (при высокой воде обе плотины проходятся как угодно); следующее, что можно назвать препятствием, находится у Мизиново - тут остров, правая протока захламлена, левая (которую сразу не видно) требует маневрирования.
Фото из однодневного сплава на байдарках от Красноармейска до Лосино-Петровского 30 августа 2015 г.
Воря в Красноармейске
Начало маршрута у моста через Ворю в Красноармейске
Плёс на Воре
Привал
Фото с однодневного сплава на байдарке "Тайга-280" от Каблуково до Лосино-Петровского 18 ноября 2017 г.
Воря у Каблуково
Уровень воды - весенний
Единственный обнос байдарки на маршруте
Храм в Авдотьино
Байдарка "Тайга 280"
Алексей Монахов.
Автор: Алексей Монахов
Вид туризма: Водный
Год: 2017
Регион: Центральная Россия