Байдарка Ермак 300
Серия байдарок "Ермак" - это, по сути монобаллонный аналог двухслойных байдарок серии "Тайга". Преимущества и недостатки монобаллонников по сравнению с двухслойками - тема для отдельной статьи, да и обсуждался этот вопрос не раз на форумах. Здесь же речь о самой компактной и легкой байдарке из серии "Ермак" - модели "Ермак 300".
КОМПАКТНАЯ ОДНОМЕСТНАЯ БАЙДАРКА "ЕРМАК 300"
Серия байдарок "Ермак" - это, по сути монобаллонный аналог двухслойных байдарок серии "Тайга". Преимущества и недостатки монобаллонников по сравнению с двухслойками - тема для отдельной статьи, да и обсуждался этот вопрос не раз на форумах. Здесь же речь о самой компактной и легкой байдарке из серии "Ермак" - модели "Ермак 300".
Для начала отличия от более длинных моделей серии:
- менее тяжелый материал оболочки (650 г/кв.м).
- надувное сиденье (вместо фанерной банки). Весит примерно столько же, но компактней.
Характеристики байдарки:
- длина - 300 см.
- ширина - 90 см.
- вес комплекта (в упаковке, с ремнабором) - 6,5 кг.
- диаметр баллона - 28 см.
- независимых надувных отсеков - 2 (плюс надувное сиденье)
- заявленная грузоподъёмность - 140 кг
Габариты в свернутом виде, указанные в описании, 42 х 35 х 20 см, но при желании байдарку можно свернуть компактнее, если снять сиденье. При этом штатная упаковка байдарки, по крайней мере пока что - такой же мешок, как у байдарки "Тайга 340". Первый взгляд на этот мешок вызывает сомнения в компактности байдарки, но потом становится ясно, что "Ермак 300" лежит в этой упаковке вольготно, в тот же мешок вполне можно положить еще одну, а то и две таких же байдарки. Собственно, эта упаковка нужна лишь для того, чтобы донести байдарку до дома после покупки, так как в дальнейшем байдарка будет ездить либо в рюкзаке, либо прикрученной к рюкзаку снаружи, либо на руле или багажнике велосипеда.
Назначение байдарки - сплавы по несложным рекам, комбинированные походы - веловодные и пешеводные.
Любители пакрафтов возразят, что вес байдарки "Ермак 300" велик по сравнению с пакрафтом, но это не совсем так. Во-первых, на многих сайтах вес пакрафта указывается в минимальной комплектации - без упаковки, ремнабора, сиденья, в односекционном исполнении, без ручек и грузовых колец... после добавления перегородок и необходимых дополнений вес пакрафта заметно подрастает, как и его цена. А некоторые лодки, выпускаемые сейчас под названием "пакрафт" изначально тяжелее и более громоздкие, чем байдарка "Ермак 300". Те же пакрафты, которые действительно легче и компактнее (при той же длине), стоят значительно дороже и все равно уступают "Ермаку" по скорости и обитаемости.
Важное отличие байдарки "Ермак 300" от пакрафтов классической формы - гораздо лучшая обитаемость. В байдарку можно положить гермомешки 20 и 80 л в корму и конус 40 л в нос, или 20 л в нос, если ноги длинные. При этом все эти гермы лежат в байдарке, а не привязаны сверху, как приходится делать в пакрафтах. А сверху можно привязать ещё что-то, например мне случалось привязывать велосипед или гитару. Кстати, рост у меня 185 см, вес 90.
"Ермак 300" появился у меня относительно недавно - в начале лета 2018, но с тех пор успел побывать в десяти походах-сплавах продолжительностью 1-3 дня и пройти суммарно около 450 км (еще пару раз давал байдарку друзьям покататься), так что некоторый опыт и выводы накопились.
Сиденье в байдарке надувное, пришнуровывается к бортам через люверсы. Довольно удобное, по крайней мере несколько часов не вылезая из байдарки я проводил без дискомфорта. Удобной оказалась "турецкая" посадка, когда ноги подтягиваются к сиденью и перекрещиваются, ступни упираются в баллоны. С вытянутыми ногами тоже вполне удобно, особенно если в носу лежит гермомешок, в который можно упереться ногами. Вполне можно сворачивать байдарку не снимая сиденья, но так она будет менее компактна.
Сворачивать байдарку за время использования случалось разными способами, благо полностью надувная конструкция оставляет тут простор для творчества. Способ, которым мне удалось свернуть байдарку максимально компактно, таков: с байдарки снимается сидушка, затем байдарка ставится на борт и открываются клапана - сначала нижнего борта, потом верхнего; баллоны под собственным весом начинают сдуваться и складываются друг к другу, дно байдарки при этом само складывается внутрь, между баллонами; получившаяся полоска скатывается, начиная с конца, дальнего от клапанов; затем рулон перетягивается стропой или веревкой и закрываются клапана; объём, занимаемый байдаркой в такой скрутке, около 20 л. В таком виде байдарка участвовала в вело-водном походе по реке Осетр и окрестностям; на багажник велосипеда я привязал конусную герму на 40 л (рюкзака-велоштанов не имею), в которой кроме байдарки (с сиденьем и спинкой) ехала полутораместная палатка, спасжилет, ремнабор и тапочки-кроксы. Мой же напарник своего "Ермака" свернул в более длинный (и меньшего диаметра) цилиндр, который повесил на руль велосипеда - в духе байкпакинга. Размещали велосипеды в байдарках мы тоже по-разному: я за спиной, Александр - перед собой (его байдарка с нестандартным размещением сиденья - оно сдвинуто назад на 30 см, специально чтобы на нос можно было положить велосипед); задние колеса с велосипедов не снимали. Велочасть этого похода составила около 100 км, водная - 15 (включая Ильясовский и Берхинский перекаты, которые шли с ходу, вместе с велосипедами; на обоих перекатах в байдарки нахлестало по полведра воды, в остальном без последствий). Несколько фото из похода ниже.
Благодаря своей форме байдарка "Ермак 300" позволяет идти с неплохой скоростью, 5,5-6 км/ч (без течения) можно держать длительное время. Цифра получена по итогам нескольких однодневных и двухдневных походов на байдарке по рекам Подмосковья и соседних областей. Например, на реке Воря (приток Клязьмы, длина маршрута 33 км) в однодневном сплаве (летом, по низкой воде) средняя скорость движения по GPS была 7,7 км/ч, течение на картах обозначено 0,2 м/с. На Клязьме получилось замерить скорость скорость байдарки довольно точно: в конце первого ходового дня (прошли 22 км) группа остановилась, а я на груженой байдарке прошел в поисках более хорошего места стоянки 1 км вниз по течению и, не найдя такового, вернулся обратно. При движении вниз средняя скорость на этом отрезке была 7,5 км/ч, при движении вверх - 4,2 км/ч. Средняя скорость байдарки и есть скорость без учета течения - 5,85 км/ч.
Байдарка плоскодонная и ожидаемо верткая, разворачивается на месте. С веслом 210 см (использую RST Эко, разбирающееся на пять частей; компактной байдарке - компактное весло) и высоким углом гребли байдарка практически не виляет и идет по курсу. Вот если положить весло - разворачивает почти сразу. Благодаря малой осадке байдарка легко проходит по мелководью.
Относительно большие диаметр борта и ширина байдарки придают ей хорошую остойчивость: в байдарке вполне можно встать во весь рост, можно выпрыгнуть за борт, искупаться и залезть обратно. Перевернуть байдарку конечно можно, если задаться такой целью, но непросто. В одном из ПВД по реке Дубна мы специально переворачивали байдарку, залезали в неё из воды, использовали как SUP-доску... Про грузоподъёмность я не зря написал "заявленная". Дело в том, что по факту в байдарку можно загрузить около 200 кг, просто при такой загрузке будет заливать на волне. На покатушках, устроенных нами на реке Дубна, в байдарку садилось двое взрослых мужчин. Видео с этих покатушек ниже.
На видео по борту байдарки приклеен привальник, впоследствии я его отклеил, т.к. на этой байдарке он явно лишний. Серийно сейчас этот привальник на байдарку "Ермак 300" не клеится.
Минус конструкции (на моей байдарке, выпущенной одной из первых; должны устранить, но пока напишу, чтобы необъективным не казаться) - под моим весом надувная сидушка не висит, а ложится на дно байдарки. Как это устранить, не переклеивая люверсы крепления, я придумал, но так как пока никаких повреждений дна под сидушкой не замечено (на момент написания текста пробег моего "Ермака" составил примерно 450 км, в том числе и по мелководным речкам) выполнение этой модернизации отложено в долгий ящик. Ремонтировать байдарку, кстати, не пришлось ни разу.
Так же пока что нет штатной спинки. Первые несколько сплавов я шел без спинки - упираясь в герму, получалось вполне комфортно. Затем все же наклеил петли на борта (ПВХ, клей Момент-Кристалл и полчаса работы) и поставил спинку от байдарки "Т-34", так как периодически хожу на один день практически без вещей, и упираться без спинки не во что.
И в заключение небольшая статистика: из четырех ныне имеющихся у меня одноместных байдарок ("Легор", "Паша", "Тайга 280" и "Ермак 300") с момента появления "Ермака" и до написания этого текста, в остальных байдарках я не сидел - при сборах на сплав по спокойной воде совокупность качеств "Ермака" (простота и быстрота сборки и загрузки-разгрузки, малый вес и компактность, остойчивость и скорость) неизменно заставляет делать выбор в его пользу.
Алексей Монахов.
Октябрь 2018.
- Комментарии