Как выбрать байдарку
Ниже вы можете ознакомиться со статьёй, написанной Тихоновым Александром Анатольевичем - человеком с 30 летним опытом водных походов. Самостоятельно сконструировавшим и воплотившим в жизнь более двух десятков туристских судов для сплава, начиная от простейшей байдарки и заканчивая парусным тримараном и катамаранами для сплава с объёмной конструкцией рамы. Стоит отметить, что Александр Анатольевич вырастил и обучил несколько поколений благодарных ему туристов водников, с которыми лично прошёл огромное количество маршрутов. Итак к делу!
КАК ВЫБРАТЬ БАЙДАРКУ
Как выбрать байдарку - этим вопросом задаётся каждый новичок в водном туризме. И это правильный вопрос! Ведь от того какую вы выберите байдарку зависит как пройдёт ваш поход в целом. Что бы принять правильное решение нужно понимать какие типы байдарок бывают и в чём состоят преимущества и недостатки той или иной конструкции.
Ниже вы можете ознакомиться со статьёй, написанной Тихоновым Александром Анатольевичем - человеком с 30 летним опытом водных походов. Самостоятельно сконструировавшим и воплотившим в жизнь более двух десятков туристских судов для сплава, начиная от простейшей байдарки и заканчивая парусным тримараном и катамаранами для сплава с объёмной конструкцией рамы. Стоит отметить, что Александр Анатольевич вырастил и обучил несколько поколений благодарных ему туристов водников, с которыми лично прошёл огромное количество маршрутов. Итак к делу!
ПО КОНСТРУКЦИИ БАЙДАРКИ БЫВАЮТ ДВУХ ТИПОВ
- - Каркасные (как подвид каркасно-надувные)
- - Надувные (в том числе с вспомогательными каркасными элементами)
КАРКАСНЫЕ БАЙДАРКИ
Состоят из следующих конструктивных элементов:
- 1. Кильсон.
- Две (реже одна) дюралевые трубы идущие вдоль по дну байдарки. На кильсоне крепятся сиденья и укладывается груз, на него же при посадке встают ногами.
- 2. Штевни.
- Передний форштевень и задний ахтерштевень. Изогнутые дюралевые трубы служащие продолжением кильсона и образующие форму передней и задней оконечности байдарки (носа и кормы)
- 3. Шпангоуты.
- Поперечные рамки из дюралевых труб, создающие конечную форму байдарки. Крепятся к кильсону.
- 4. Стрингеры.
- Дюралевые трубки, идущие вдоль бортов байдарки, создающие форму байдарки. Крепятся к штевням и шпангоутам специальными креплениями. Самый верхний стрингер, идущий по соединению борта с палубой (декой) называется привальным брусом.
Вырез в палубе (деке) байдарки, в который садятся гребцы, называется кокпитом. По краю кокпит обрамлен фальшбортами из дюралевых труб. Фальшборт крепится к шпангоутам.
Оболочка(шкура) байдарки шьется из специальной ткани-лавсана, пропитанного поливинилхлоридом (ПВХ). При сборке собираются передняя и задняя половина каркаса, вставляются в оболочку. Кильсон, стрингеры и привальный брус замыкаются специальными замками. Фальшборта крепятся к деке байдарки и пристегиваются к шпангоутам.
КАРКАСНО-НАДУВНЫЕ БАЙДАРКИ
Отличаются наличием двух баллонов, идущих вдоль бортов, которые крепятся к стрингерам. После сборки байдарки баллоны надувают и натягивают оболочку.
НАДУВНЫЕ БАЙДАРКИ
Как правило, состоят из двух (реже из четырех) надувных баллонов и надувного днища. Дека обычно отсутствует, либо имеются небольшие деки в носу и корме. Иногда для придания большей продольной жесткости в конструкцию вводятся дополнительные жесткие элементы. Надувное днище заменяется дюралевым кильсоном или сверху на баллонах закрепляется дюралевый каркас из двух труб.
ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЙДАРОК
Как и любое судно байдарка обладает несколькими характеристиками:
- 1. Размерения
- 2. Остойчивость.
- 3. Непотопляемость.
- 4. Ходкость.
- 5. Управляемость.
- 6. Вес.
- 7. Время и удобство сборки.
- 8. Живучесть и ремонтопригодность.
Не вдаваясь в теорию судостроения, необходимо заметить, что все эти характеристики взаимосвязаны и любое судно - это компромисс между ними.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ.
- 1. Размерения
- Длина, ширина , высота борта, осадка. Размерения современной двухместной байдарки:
- 1.1 Длина от 4,5 до 6 м
- 1.2 Ширина от 0,6 до 1 м
- 1.3 Высота от 0,25 до 0,40 м
- 1.4 Осадка от 0,1 до 0,2 м
- 2. Остойчивость
- Способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях и возвращаться прямое положение после прекращения их действия. Остойчивость прямо пропорциональна ширине и длине байдарки и обратно пропорциональна высоте общего центра тяжести (байдарки, экипажа, груза). Остойчивость также зависит от формы подводной части суда. Наиболее благоприятной формой является прямоугольная, наименее половина круга. При смещении груза или экипажа к одному из бортов остойчивость падает.
Выводы: при равном водоизмещении наиболее остойчивой будет лодка короткая и широкая, с тупым носом и кормой, груз и экипаж расположены на самом дне. - 3. Непотопляемость
- Способность судна оставаться на плаву и сохранять свои мореходные качества в случае пробоины или затопления. Каркасная байдарка без дополнительных емкостей плавучести при затоплении уходит на дно. Поэтому при перевороте байдарки, когда она плавает кверху днищем, не стоит пытаться перевернуть ее на плаву. Следует отбуксировать ее на берег и там переворачивать. Для обеспечения непотопляемости в нос и корму помещают надувные емкости (детские надувные мячи, надувные игрушки). Каркасно-надувные байдарки при затоплении ведут себя лучше (за счет бортовых баллонов), но не намного. Залитой водой каркасно-надувной байдаркой управлять можно, но очень тяжело. Надувные байдарки при полном заливании остаются на ходу и приемлемо управляются. При перевороте кверху днищем, при установке байдарки на ровный штиль, практически вся вода выливается через борт. При определенном навыке опытный экипаж при перевороте надувной байдарки способен перевернуть ее обратно и взобраться на борт.
- 4. Ходкость
- Cпособность развивать определенную скорость при заданной мощности двигателя (для байдарки-экипажа). Зависит от сопротивления воды и эффективности двигателя. Эффективность двигателя для байдарки-это хорошая физическая подготовка экипажа, правильная техника гребли и хорошее весло.
Сопротивление воды состоит из трех составляющих:- Сопротивление трения. При одинаковой скорости сопротивление трения тем больше, чем больше смоченая поверхность корпуса и меньше гладкость поверхности.
- Сопротивление формы. Сопротивление формы увеличивается при неправильных обводах подводной части судна. У надувных байдарок из-за формы ватерлинии (линия пересечения корпуса с водой) менее совершена по сравнению с каркасным байдарками.
- Волновое сопротивление. Каждое судно при движении образует поперечные волны, носовую и кормовую.
Длина волны зависит только от скорости судна:Скорость судна, км/ч 3,6 5,4 7,2 9 10,8 Длина волны, м 0,64 1,44 2,6 4,0 5,7
- 5.Управляемость
- Устойчивость на курсе и поворотливость - два противоположных качества. Длинная байдарка с прямой линией киля с выраженными штевнями, будет устойчивой на курсе. Короткая с подъемом линии киля и оконечностями, без выраженных штевней, будет хорошо крутиться, но плохо стоять на курсе.
- 6.Вес
- За счет дюралевого набора каркасная байдарка будет тяжелее в 1,5-2 раза чем надувная, при условии одинаковых размерений.
- Время и удобство сборки.
- Каркасная и каркасно-надувная байдарка собираются минут за 40, надувная минут 10-15. По опыту, без использования ненормативной лексики и прищемленных пальцев, каркасные байдарки не собираются, а иногда и не разбираются.
- 8. Живучесть и ремонтопригодность.
- Основная опасность для надувных байдарок - разбитые бутылки и гвозди в досках на берегу. Пробить надувную байдарку на воде при мне не удавалось никому и никогда. Ремонт элементарен – приклеить заплату нужным клеем например «момент кристалл». Единственный способ убить надувную байдарку - накачать ее до звона, а затем оставить на солнце. В этом случае байдарка может пойти по швам. На старых надувных резиновых лодках это раньше встречалось, на современных байдарках слышать не приходилось. У каркасных байдарках при навалах на камень или бревно пробивается шкура. При сильном ударе возможна поломка стрингеров и шпангоутов, при навалах на камни и перевороте байдарку можно сломать пополам. Ремонт заключается в зашивании и заклеивании дыр, выгибании труб, замене срезанных заклепок винтами и т.д.
Выводы: на каркасных и каркасно-надувных байдарках следует избегать столкновений с камнями, бревнами, навалов на скальные или бетонные берега, пирсы, мостики и т.д. На надувных байдарках при необходимости можно переваливать через бревна, камни, если нет гвоздей, острых сучков, металлического мусора.
КАКУЮ БАЙДАРКУ ВЫБРАТЬ
Вид байдарки | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|
Каркасные и каркасно-надувные |
Хорошая ходкость Устойчивость на курсе Удобная посадка Много места для груза |
Большой вес Высокая цена Неудобство сборки Малая живучесть Сложность ремонта Большие габариты упаковки |
Надувные |
Малый вес Удобство сборки Низкая цена Высокая живучесть Малые габариты упаковки Простой ремонт |
Средняя ходкость Неудобство посадки Мало места для груза |
В последнее время, 1-2 года, ведущие производители надувных байдарок подтянули ходовые качества вплотную к каркасным.
При выборе байдарки советую:
- 1. Сходить в поход и попробовать и каркасные и надувные байдарки
- 2. Купить новую байдарку или б/у. При этом необходимо учесть то , что надувная б/у байдарка практически не потребует ремонта. У каркасной байдарки б/у ремонт более вероятен.
При походе выбирают режим движения в зависимости от состава, при этом следует учитывать, что дневной пробег больше зависит от времени на воде, чем от собственной скорости байдарки.
При использовании байдарок следует, учитывать что у стандартной байдарки длиной 4,8 м и шириной 0,8 зависимость мощности от скорости будет условно-линейной до скорости 5 км/ч.
Дальнейшее увеличение мощности приведет к незначительному увеличению скорости.
На дневной переход гораздо больше влияет время нахождения на воде, чем абсолютная скорость байдарки.
При грамотной организации похода на надувных байдарках реально проходить те же расстояния, что и на каркасных. Пройдя 25 км в день на скорости 5 км/ч мы за 5 ходовых часов потратим энергии в 3 раза меньше, чем если бы прошли это же расстояние за 3,6 часа со скоростью 7 км/ч.
- Комментарии